08.12.2011 Обувщики идут в атаку на высокие ввозные пошлины Вступление России в ВТО предполагает снижение таможенных пошлин. А они могут повыситься, в частности на дешевую обувь. Специалисты бьют тревогу: это ударит по карману малообеспеченных россиян, а бизнес заставит уйти еще дальше в тень. В конце ноября на заседании подкомиссии по защитным мерам под председательством вице-премьера Виктора Зубкова было принято решение об увеличении таможенных пошлин на отдельные виды импортной кожаной обуви (11 из 40 подкодов этой категории) с 1,8 евро за пару до 2,5 евро минимум. С этим РФ намерена выйти на комиссию Таможенного союза, которая должна пройти в ближайшие дни. Повышение подается как мера по поддержке отечественного производителя. Однако, учитывая, что почти 90% из 450 млн пар обуви, покупаемых ежегодно в нашей стране, приходится на иностранных производителей, «патриотическая акция» чиновников влетит в копеечку прежде всего потребителям, а заодно ударит и по торговому бизнесу. По оценке участников круглого стола «Мировой обувной рынок. Перспективы и вызовы для России», состоявшегося вчера в Москве в Торгово-промышленной палате РФ, рост цен на импортную обувь может составить до 15%. При этом местные производители мало что выиграют, поскольку обувная промышленность у нас находится в зачаточном состоянии и не выдерживает конкуренции с иностранными поставщиками, прежде всего из-за высокой себестоимости отечественной продукции. Мало что получит и казна, поскольку повышение пошлин будет компенсировано уходом в тень торговцев. Между тем уже сейчас около 40% обувного бизнеса приходится на контрафакт и контрабанду. На сегодняшний день объем обувного рынка превышает 15 млрд долларов. Легко подсчитать, какими суммами оперирует «теневой сектор». Так что, формально выиграв на пошлинах, государство потеряет на налогах. Гендиректор Национального обувного союза Наталья Демидова рассказала: «Повышение пошлин заставит бизнес и дальше уходить в «серую зону». Что касается российских производителей, то это все равно никак не простимулирует. Больше обуви они выпускать не будут, а только повысят цены, все это ляжет на плечи потребителя». Сергей Дроздов из Ассоциации предпринимателей спортивной индустрии сообщил: «У обувщиков и так существуют огромные проблемы с постоянными проверками, трудности с открытием бизнеса, высокое внутреннее налогообложение. Сейчас на нас хотят навесить еще и высокие таможенные пошлины. А расплачиваться за все придется, в конечном счете, покупателям». По оценке эксперта, на рынке спортивной обуви Россия сейчас совершенно неконкурентоспособна, так что нужно признать: альтернативы импортным поставкам пока нет. Минэкономразвития делает ставку на обувное производство в долгосрочном прогнозе до 2030 года, полагая, что выделка кожи в России обеспечит отечественных обувщиков сырьем. Тем не менее, по оценке г-жи Демидовой, за последние 15 лет российское обувное производство не приросло, несмотря на регулярный пересмотр ставок. «И в 1996 году производилось 23 млн пар отечественной обуви, и сейчас производство колеблется от 23 до 25 млн пар. Это включая и госзаказ, и детскую. К тому же у отечественной кожаной обуви очень скудный ассортимент: нет модельной, каблучной, хорошей спортивной», – отмечает эксперт. Догонять «остальной мир», тем более что есть не только китайская, но под боком и дешевая, качественная белорусская обувь, России сейчас не имеет смысла, убеждены специалисты. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |