06.12.2011 Около 70% россиян положительно относятся к индивидуальному предпринимательству Около 70% россиян положительно относятся к индивидуальному предпринимательству. К такому выводу пришли аналитики агентства GFK в рамках европейского исследования. "В ряде стран Европы самостоятельная занятость имеет и более высокую репутацию, например, в Дании - 88%, Великобритании - 82%, Франции - 76%, Швейцарии - 74%", - отметил заместитель генерального директора Института маркетинговых исследований Сергей Яшко в рамках презентации "Европейского отчета по отношению к индивидуальному предпринимательству, 2011". Между тем, Россия далеко не в конце этого списка: наша страна по уровню репутации индивидуального прдпринимательства находится на одном уровне с Италией (70%) и опережает такие страны, как Испания и Австрия (по 69%), Польша (68%), Украина (67%), Турция (65%), Германия (61%). При этом, как показал опрос, 32% россиян, если представится такая возможность, готовы начать собственный бизнес. "Это показатель соответствует среднему уровню по всем странам", - подчеркнул С.Яшко. Обращает на себя внимание, отметил он также, что 82% российской молодежи (население в возрасте 14-29 лет) положительно относится к индивидуальному бизнесу. При этом готовы начать собственный бизнес в этой возрастной категории 52% россиян. Выше эти показатели в Европе только в таких экономически развитых странах, как Дания (92% и 43% соответственно), Великобритания (89% и 57%), Австрия (85% и 50%), Швейцария (85% и 50%), Италия (84% и 59%), Франция (83% и 48%). Позади России по этому критерию остались Польша (80% и 51%), Испания (74% и 45%), Турция (74% и 59%) и даже Германия (66% и 36%). Мотивами для открытия собственного бизнеса, как следует из опроса, прежде всего становятся возможность дополнительного заработка, независимость от работодателя, возможность реализовать свои идеи. При этом 65% россиян считают определяющим в выборе собственного дела совместимость работы и семейных интересов. Во главу угла ставятся удобное расписание рабочего времени, возможность совмещать уход за детьми и работу, возможность работать неполный рабочий день. По данным GFK, 74% наших соотечественников готовы учиться ведению личного дела: они считают образование и дополнительный тренинг важными факторами для ведения успешного бизнеса. Хотя только 38% опрошенных полагают, что в России достаточно возможностей для образования и профессиональной подготовки в сфере индвидуального предпринимательства. Также представители GFK отмечают, что для 55% россиян недостаток знаний является определенным барьером для начала собственного дела. В соответствие с выводами GFK, значительная часть индвидуального предпринимательства в РФ представлена в сегменте прямых продаж. По данным Ассоциации прямых продаж (АПП) России, по итогам 2010г. насчитывается около 4,4 млн дистрибьюторов, занятых в прямых продажах в России. В свою очередь, профессор "Высшей школы экономики" (ВШЭ) Ольга Третьяк на основании последнего исследования университета приводит данные о росте занятости в этой сфере людей таких возрастных категорий, как 41-55 лет - их доля возросла с 32% в 2003г. до 42% в 2011г., интенсивно за этот период увеличилась доля тех, кому за 56 лет - с 7% до 17%. Таким образом, сфера прямых продаж все больше несет социальную нагрузку, обеспечивая занятость населения старших возрастных групп трудоспособного населения, считают в рабочей группе по удаленной торговле Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ. Между тем, показатели занятости населения в индвидуальном предпринимательстве, как считают инициаторы исследования, могли бы быть выше. Реальному развитию этой формы бизнеса, уверен генеральный директор российского подразделения Amway Ричард Стевенс, мешает страх перед необходимостью регистрироваться в налоговых органах и вести соответствующий учет доходов. Среди дистрибьюторов компании в России, в частности, доля зарегистрированных в налоговых органах от общего числа распространителей составляет 3,8%, тем временем их доля в общем объеме продаж продукции компании в России - около 25,2%. То есть это активные предприниматели с большими оборотами бизнеса. Однако, как считает С.Яшко, если развивать информирование потенциальных предпринимателей, то этот барьер в виде налогового контроля не будет казаться им непреодолимым препятствием. Еще одной дилеммой для рынка прямых продаж, указал Р.Стевенс, является размывание границ между этой формой торговли и интернет-продажами. По его словам, сейчас приходится объяснять дистрибьюторам, чем отличаются эти сферы и убеждать распространителей оставаться в рамках прямых продаж. В крайнем случае, если компромисс не удается найти, руководство компании идет на расторжение договора с дистрибьютором. Однако, как подчеркнул Р.Стевенс, "не могу сказать, что мы выработали четкую позицию по вопросу онлайн-торговли". Он уверен, что в России Интернет будет и далее играть важную роль, в связи с чем компаниям, работающим в канале прямых продаж, придется определиться с ролью Интернета в своем бизнесе. "Бизнес-модель таких компаний, возможно, должна стать более современной", - не исключил Р.Стевенс. В рамках исследования GFK опрошено 13,5 тыс. респондентов в 12 европейских странах. ИА "Альянс Медиа" |