06.12.2011 Б.Титов: коррупция ставит страну на грань выживания О коррупции в России говорят постоянно. Однако ситуация с коррупционным и рейдерским давлением на бизнес, особенно со стороны силовых структур, такова, что эту тему приходится поднимать снова и снова, отмечает председатель «Деловой России» Борис Титов. «Многие сотрудники правоохранительных органов до сих смотрят на предпринимательскую деятельность как на противозаконную в принципе, - сетует Б.Титов. - Был бы бизнесмен, а статья найдется». В пример он приводит ситуацию в Астрахани, где «прессуют» семейную строительную компанию - владелицу компании, ее мужа, дочь, зятя, мать. Предпринимателям вменяют 159-ю статью УК – "Мошенничество", а корыстным интересом считают торговую наценку. Правительством и Государственной думой ведется работа по гуманизации уголовного законодательства в сфере экономических преступлений, но благие пожелания властей разбиваются о правоприменительную практику, отмечает Б.Титов. Так, статья УК "Залог" на деле практически не применяется - суды просто выставляют такие суммы залога, которые подъемны разве что первой сотне списка Forbes. Правительство ввело норму, по которой предпринимателей за экономические преступления нельзя брать под стражу до суда – однако их как арестовывали, так и продолжают арестовывать, просто если раньше использовалась статья "Незаконное предпринимательство", то теперь используется статья "Мошенничество", которая не попадает под эту норму. Возбуждение уголовного дела – это дубинка в руках правоохранительных органов, которую используют в самых разных целях – от рейдерства до прямого вымогательства, отмечает Б.Титов. Часто содержание бизнесмена под стражей практикуется с единственной целью – добиться банкротства его предприятия с последующей скупкой активов нужными людьми по бросовым ценам. «Маленькая статистика: по остальным статьям УК до суда доходят 90% дел, в то время как по экономическим – 60%. А почти две трети предпринимателей, арестованных до суда, впоследствии получают наказание, не связанное с лишением свободы. То есть большинство дел заводится с целью давления на бизнес», - указывает глава «Деловой России». В качестве примера он приводит дело костромского предпринимателя, гендиректора ООО "Агромол" Дмитрия Малова. После того как по инициативе администрации области компания Дмитрия Малова занялась аграрным сектором, он взял в 2004 г. кредит в 17 млн руб. на строительство молочной фермы. Сама ферма стоила 44 млн, т.е. было вложено 27 млн собственных средств. После того как ферма была построена, к Малову явились лица, предложившие продать ее, а также молокозавод (1 га земли в центре Костромы) за смешные деньги, а также выплатить 10 млн руб. детективному агентству; в противном случае они угрожали уголовным преследованием. Дмитрий Малов не поддался на угрозы, и через несколько месяцев уголовное дело было в суде, несмотря на отсутствие пострадавших. Коммерсанту вменили 159-ю статью УК ("Мошенничество") за нецелевое использование кредита и получение рефинансирования кредитной ставки по программе Национальный проект "Сельское хозяйство", общий ущерб насчитали примерно в 1,5 млн рублей. При этом сотрудники ФСБ обходили коммерческие банки области, требуя прекратить сотрудничество с "Агромолом", угрожая ослушавшимся банкирам уголовным преследованием. Кончилось все тем, что Дмитрию Малову дали пять с половиной лет лишения свободы, а двум его сотрудницам, одна из которых даже не работала в "Агромоле" на момент получения кредита, – условные сроки. Сейчас, благодаря обращениям Центра общественных процедур "Бизнес против коррупции" (ЦОП БПК), Дмитрий Малов на свободе (освобожден по УДО), хотя на него продолжают оказывать давление. Перед освобождением от него требовали "забыть" об участии ФСБ в этом деле, по настоящий момент ведется прослушка телефонов компании. «Бизнесмены становятся правозащитниками не от хорошей жизни. Иногда наступает момент, когда терпеть положение уже нет сил и поневоле берешь дело борьбы с коррупцией в свои руки. Поэтому нами и был создан Центр общественных процедур "Бизнес против коррупции"», - поясняет Б.Титов. По его словам, это государственно-частная структура. Общественный совет состоит из представителей бизнеса, юристов и политиков, а в Наблюдательный совет входят представители более 50 государственных министерств и ведомств, в том числе всех силовых структур. «Если Общественный совет принимает решение о наличии в деле признаков коррупции или рейдерства, то через Наблюдательный совет мы связываемся со структурами, которые в этом замешаны, и решаем вопрос. Фактически мы подталкиваем госструктуры к борьбе с конкретными проявлениями коррупции», - заявляет Б.Титов. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Утро.ру" |