28.05.2007 Калужская область: Сбербанк увеличивает прибыль за счет МП Малое предприятие "ВОГАТЭЛС-7 , обслуживаемое Калужским отделением Сбербанка РФ с 1996 года, обнаружило, что ежемесячно со счета снимается 300 рублей с расшифровкой - "плата за ведение счета". При этом ранее среднемесячные платежи составляли не более 100 рублей. В договоре тарифы за услуги по ведению расчетного счета прописаны, а отдельной строки "плата за ведение счета" нет. Есть только три: "открытие расчетного счета", "лимит остатка средств на счете" и "ведение расчетного счета". Последняя строка еще и расшифровывалась: "дебетовые операции", "кредитовые операции", "выдача выписок". В "ВОГАТЭЛСе-7" обратили внимание на то, что "ведение расчетного счета" было лишь совокупным названием трех операций. Однако работники Сбербанка мотивировали введение дополнительного платежа "плата за ведение счета" изданием специального постановления №814-3-Р от 14 апреля 2004 года, в котором утверждался новый образец типового договора с клиентом. В прилагаемом к нему перечне тарифов строка "ведение счета" уже была "оценена" - 300 руб. И по умолчанию применена ко всем клиентам без перезаключения договоров. В результате "ВОГАТЭЛС-7" вынужден был перейти в Калужский филиал ВТБ и обратиться с иском в Арбитражный суд Калужской области о возврате необоснованно взысканных денежных средств". Арбитражный суд Калужской области, рассматривавший в течение месяца исковое заявление, не усмотрел, что "плата за ведение счета" является новой услугой, не входящей в договор образца 1996 года, а удовлетворился объяснениями ответчика, что он уведомил клиента об изменении тарифов объявлением на стенде в операционном зале. Тогда "ВОГАТЭЛС-7" обратился в Калужскую ТПП. Но там отмахнулись. Компания обратилась выше - в ТПП РФ. Аппарат Примакова принял сигнал и подключил к проблеме Ассоциацию российских банков. Та выдала свое заключение, которое и было приложено к апелляционной жалобе. 27 декабря 2006 года Двадцатый Арбитражный апелляционный суд г.Тулы издал постановление, отменяющее решение Арбитражного суда Калужской области от 7 сентября 2006 г. И, в частности, отметил: "...договором 1996 года предусмотрено одностороннее изменение банком тарифов, а не предоставляемых услуг, к разряду которых относится операция по ведению расчетного счета". Сбербанк пытался это решение опротестовать. Однако 27 марта 2007 года Федеральный Арбитражный суд Центрального округа г.Брянска издал постановление - "кассационную жалобу оставить без удовлетворения". Уже 4 апреля 2007 года Калужский городской отдел судебных приставов УФСС перечислил в адрес "ВОГАТЭЛСа-7" 3300 рублей и расходы по госпошлине. То есть ту сумму, на возврат которой имеют право миллионы клиентов Сбербанка РФ, со счетов которых с 1 июня 2004 года по 1 мая 2005 года снималась "плата за ведение счета". Любопытно, что до введения Сбербанком РФ новой операции "плата за ведение счета" прибыль банка росла со скоростью ВВП страны - примерно 7% в год. После введения в июне 2004 года новой операции прибыль возросла на 10 млрд рублей в год, или на 30%, в 2005 году - на 29 млрд рублей, или на 86% , в 2006 году - на 50 млрд рублей, или в 2,5 раза по сравнению с периодом до введения этой платы. Несложные расчеты показывают, что составляющая платы за ведение счета за 2,5 года составила примерно 50 млрд рублей. В "ВОГАТЭЛСе-7" недоумевают - правительство выделяет на поддержку малого предпринимательства 3 млрд рублей в год, а Сбербанк РФ изымает с помощью введения операции "плата за ведение счета" примерно 30 миллиардов ежегодно. Для нищих и обездоленных регионов это грандиозные деньги, которые можно было бы пустить на развитие кооперативных хозяйств, садоводческих, огородных, профсоюзных и прочих малых предприятий. Конечно, клиентами Сбербанка являются и крупные компании - "Северсталь", "Связьинвест", "Магнитка", с них тоже взимается плата за ведение счета. Но едва ли они замечают это. Совокупный доход 100 крупнейших предприятий превышает совокупный доход 1000000 малых. Однако с первых взимается 600 тыс. руб. в год, а с малых - 6 миллиардов в год. Дело "ВОГАТЭЛСа-7", судя по всему, прецедентное. Только по Калужской области оно сможет помочь вернуть свои деньги 6700 клиентам Сберегательного банка. Это суммы, необоснованно, как теперь выясняется, взысканные банком с 01.06.2004 г. до момента перезаключения договора в новой редакции, т.е. до 01.04-01.05.2005 г, сообщает "Деловая провинция". ИА "Альянс Медиа" |