16.09.2010  Малому торговому бизнесу предрекают быстрое вымирание

   16 сентября Комитет по развитию потребительского рынка ТПП РФ провел заседание на тему «Состояние и развитие малого предпринимательства в торговле. Пути минимизации последствий роста страховых тарифов».
   Вступление в силу федерального закона № 212 ведет к тому, что страховые взносы для малых предприятий, использующих ЕНВД и УСН и уплачивающих сегодня только 14% в Пенсионный фонд, возрастут в разы. Стоит отметить, что этот закон, вступивший в силу в 2009 г., предусматривает постепенный переход от ЕНВД к страховым взносам при их постепенном увеличении. В течение 2009-2010 гг. система взимания налогов оставалась без изменений, но уже с 1 января 2011 г. ситуация кардинально изменится.
   Как отметил в своем докладе член Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, председатель профсоюза «Торговое единство» Юрий Бобков, ссылаясь на оценку Минэкономразвития РФ, предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят до 20% ВВП России и обеспечивают до 20% консолидированного бюджета. В малом предпринимательстве, по данным Росстата, занято почти 22% от общей численности экономически активного населения или 19,5 млн человек, из них 10 млн – работники оптовой и розничной торговли, организаций по ремонту транспортных средств и предметов личного пользования.
   Ссылаясь на данные статистики, Ю.Бобков сообщил, что такой вид деятельности, как оптовая и розничная торговля, ремонт транспортных средств и бытовых изделий, в малом бизнесе доминирует и представлен 572 тысячами МП и 2-мя миллионами ИП. Как считает Ю.Бобков, с вступлением в силу Федерального закона №212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» для всех предпринимателей сумма платежей по социальному, пенсионному и обязательному медицинскому страхованию возрастает с 26% фонда оплаты труда до 34%. Таким образом, для малого бизнеса, работающего с использованием ЕНВД и УСН, указанные платежи возрастают в 2,4 раза.
   Ссылаясь на статистику, Ю.Бобков отмечает, что даже без этих новшеств до 20% МП убыточно, в торговле – 17%. Кроме того, на жизнеспособности малых торговых компаний сильно сказался кризис: если в крупных торговых сетях можно говорить лишь о снижении роста товарооборота, то по итогам 2009 г. сам оборот МП снизился на 17%, инвестиции сократились на 32,6%, численность занятых – на 1,1%.
   Ссылаясь на проведенный в субъектах РФ мониторинг экономических последствий роста страховых тарифов, Ю.Бобков сообщил, что в условиях сложной экономической ситуации, высоких расходов по аренде, коммунальным и обязательным платежам, увеличение страховых тарифов приведет к следующим негативным последствиям для малого бизнеса: отказу от вложений в развитие и инвестиций, сокращению рабочих мест, снижению заработной платы, возврату к теневым технологиям в бизнесе и трудовых отношениях.
   Таким образом, снизится и уровень торгового обслуживания населения, сократятся торговые площади и число предприятий шаговой доступности, ухудшится снабжение населения товарами первой необходимости.
   Поскольку увеличение налоговой нагрузки приведет к резкому ухудшению финансового положения и массовому закрытию убыточных магазинов потребкооперации, это крайне отрицательно скажется на торговом обслуживании сельского населения, проживающего в малонаселенных пунктах, куда торговые сети не пришли и не придут из-за отсутствия прибыльности в этом сегменте.
   Ю.Бобков подчеркнул, что для торгового малого бизнеса введение закона скажется весьма отрицательно еще и потому, что планируемые Правительством РФ перспективные меры по поддержке МСБ в условиях увеличения страховых тарифов не предусматривают поддержку предприятий торговли и общественного питания.
   Между тем участники заседания отмечали, что торговля и потребительская кооперация, обслуживающие население всей страны, являются важной и социально значимой сферой, по отношению к которой требуется внимание не меньшее, чем к инновационным предприятиям. Отмечалось, что в малых городах России МБ в сфере торговли и услуг создает рабочие места и позволяет регулировать проблему безработицы.
   Особое внимание уделялось проблеме предприятий общественного питания, работающих на образовательные и дошкольные учреждения с ограниченной торговой наценкой. Если брать регионы, а не Москву, то эти предприятия в условиях существующей системы налогообложения работают без прибыли. В новых условиях они просто не смогут выполнять свою социальную функцию.
   Как отметил председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка А.Борисов, сегодня, когда обсуждаются проблемы торговли, большое внимание сосредотачивается на крупных торговых путях и неудобствах, которые они испытывают в связи с принятием закона о торговле. «Но доля оборота сетей в общем объеме составляет 22,9%, все остальное – малый бизнес и индивидуальное предпринимательство. Если говорить о кризисе, то больше потеряли те, кто работает в малом бизнесе», - подчеркнул он.
   А.Борисов не стал отрицать, что, когда речь идет о прибыльности и эффективности, то сети безусловно выигрывают по своим параметрам, и равняться нужно на лидеров рынка. Тем не менее нужно учитывать, что вся страна - это не Москва, где создана система дотаций для предприятий школьного питания, магазинов, обслуживающих инвалидов и пр. Во многих регионах, особенно в глубинке, от того, есть в селе магазин или нет, зависит обеспечение населения товарами первой необходимости. Таким образом эти торговые предприятия, по его словам, выполняют важнейшую социальную функцию.
   По итогам заседания были внесены следующие предложения.
   1. Перенести срок вступления закона в действие до 2013 года и разработать схему поэтапного увеличения страховых тарифов с 2013 г. по 2016 г.
   2. Разработать для малых предприятий законодательные меры, компенсирующие рост затрат по уплате страховых тарифов. В том числе: внести в специальные налоговые режимы изменения, обеспечивающие снижение ЕНВД и налога по УСН в размерах, компенсирующих расходы по уплате страховых платежей; распространить положение статьи закона в части применения пониженных страховых тарифов на организации потребкооперации и предприятия школьного питания.
   3. В части реформирования специальных налоговых режимов: предусмотреть применение предельной численности работников для права применения ЕНВД (до 15 человек) по каждому виду предпринимательской деятельности в рамах одной организации; включить в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится патентная система налогообложения, розничную торговлю и общественное питание.
   Самое главное, что волновало участников заседания, – это эффективность использования страховых взносов. Поэтому отдельным пунктом они предложили внести предложение Правительству РФ осуществлять мониторинг применения ФЗ-212 с ежеквартальной публикацией результатов.
   ИА "Альянс Медиа"