22.11.2011  Отмененный несколько лет назад налог с продаж может быть возвращен обратно

   Помощник президента Аркадий Дворкович предложил властям вернуться к старой идее замены НДС на налог с продаж, что будет способствовать децентрализации властных полномочий в России.
   Задачу децентрализовать полномочия ранее поставил президент Медведев. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. К примеру, с 1 января 2012 года вопросы здравоохранения передаются в ведение регионов.
   В России фактически нет ни одного региона, который не получал бы денег из федерального бюджета. Для одних регионов эти деньги крайне необходимы, к примеру для республик Северного Кавказа и Чечни, для других – не так критичны, к примеру для Москвы. Однако в виде дотаций или субсидий федеральные средства получают все. Президент призвал исправить ситуацию.
   «Нынешняя налоговая система не способствует децентрализации, и такое масштабное перераспределение (ресурсов – прим.) возможно только при появлении налога, который связан с местным уровнем, я имею в виду нашу старую идею о замене НДС на налог с продаж», – заявил в понедельник Дворкович, выступая на налоговой конференции ФНС.
   Идея заменить НДС не нова. Однако ранее в правительстве у этой идеи был мощный противник в лице Алексея Кудрина. «Теперь, когда его нет, шансов на проведение реформы несколько больше», – считает партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Кроме того, в поддержку нового налога может выступить Дмитрий Медведев, так как именно он объявил о том, что властям регионов и муниципалитетов надо предоставить большую самостоятельность. Замена федерального НДС региональным налогом с продаж как раз отвечает поставленной задаче, замечает Липатов.
   Главное отличие двух налогов в том, что налог с продаж относится к региональным доходам, а НДС, который есть сейчас, распоряжается федеральное правительство. В этом некоторые эксперты усматривали одну из причин слабого развития экономик регионов. «В соответствии с бюджетным законодательством региональные правительства имеют больше возможностей по распоряжению доходами от таких налогов. Чем больше самостоятельности по принятию финансовых решений имеют регионы, тем больше возможностей для развития будет у каждого из них», – считает Липатов.
   Кроме того, региональный налог более широко регулируется на местах, а не из центра. К примеру, в отношении НДС областные правительства не имеют полномочий устанавливать свои налоговые ставки, добавляет эксперт. «В случае с налогом с продаж власти субъектов РФ смогут самостоятельно решать, по какой ставке и какие отрасли нужно облагать налогом», – отмечает Липатов.
   Дворкович считает, что для проведения полноценной децентрализации потребуется передача ресурсов на региональный и муниципальный уровень в размере «нескольких сотен миллиардов рублей, до 1 трлн рублей». Интересно, что объемы межбюджетных трансфертов ежегодно превышают 1 трлн рублей. Так, в 2010 году распределение между регионами бюджетных денег составило 1,4 трлн рублей (данные Федерального казначейства).
   По словам Дворковича, при «огромном объеме полномочий, который передан Конституцией и другими федеральными законами на региональный и местный уровень, ресурсов для качественного исполнения этих обязательств недостаточно, большая часть регионов вынуждены просить дополнительные деньги у федерального центра на исполнение этих полномочий».
   Каждый год меняется система дотаций, субсидий, субвенций другим уровням бюджета, которая позволяет поддерживать сбалансированность бюджетной системы в целом, добавил он. «Эта ситуация ненормальна, поскольку по всем аргументам, которые можно привести исходя из здравого смысла, люди должны сами понимать, на что они могут рассчитывать, а на что нет, и быть заинтересованными в зарабатывании денег. Сегодня такая заинтересованность минимальна, регионы знают, что более 50% заработанного им придется отдать наверх, а потом опять ждать манны небесной в виде субсидий и дотаций из центра», – считает Дворкович.
   В данном случае, считает он, есть два сценария развития событий. Первый предполагает осуществление минимальных изменений: «Немножко скорректируем полномочия, немножко отдадим собственных доходов на региональный и местный уровни в соответствии с тем распределением полномочий, которое осуществим дополнительно. При этом никак не будем трогать тот объем полномочий и ресурсов, который уже есть». Однако «это самое плохое, что может произойти», так как, по его мнению, это не является децентрализацией. С точки зрения Дворковича, объем перераспределения доходных ресурсов и полномочий должен быть более масштабным – до 1 трлн рублей.
   Минэкономразвития поддержало предложение помощника президента. «Согласна, что в этой связи нужно обсудить вопрос о возврате налога с продаж. Но я буду делать все от меня зависящее, чтобы не было одновременно обоих налогов (НДС и налога с продаж – прим.)», – заявила глава МЭР Эльвира Набиуллина на конференции.
   В связи с передачей полномочий на региональный и муниципальный уровни нужно проанализировать, «какие налоги составят доходную базу для регионов», так как доходные источники у муниципалитетов и субъектов Федерации должны существенно вырасти, считает министр. По ее мнению, налоговую нагрузку нужно изменять таким образом, чтобы было «меньше налогов на деятельность, а больше налогов на имущество и потребление».
   Однако Минфин с меньшим энтузиазмом воспринял рассуждения Дворковича о возвращении налога с продаж. И. о. министра финансов Антон Силуанов напомнил, что дискуссия о введении налога с продаж была завершена несколько лет назад. «Мы поставили все точки, говорили о том, что одновременное существование НДС и налога с продаж не самое эффективное налоговое решение», – сказал он. По его мнению, «наличие одного косвенного источника, такого как НДС, может решить все проблемы».
   Он напомнил, что вопрос о налоге с продаж ставился с целью наполнения доходов региональных бюджетов. «В этой связи мы считаем, что у нас есть резерв – за счет отмены льгот, которые приняты по региональным и местным налогам на федеральном уровне», – отметил Силуанов. По его мнению, это было бы более правильным решением.
   Комментируя дискуссию относительно возможного снижения прямых налогов, Силуанов отметил, что «в рамках совершенствования налоговой системы, которое будет проводиться, если мы будем говорить об изменении налоговой системы внутри существующего уровня налогового бремени, то в первую очередь это будет касаться некоторого снижения прямых налогов и налогов на бизнес».
   Вместе с тем в качестве замещения доходов может рассматриваться повышение ряда косвенных налогов. «В первую очередь акцизы на табак и алкоголь. В любом случае мы будем предлагать увеличивать это налогообложение, поскольку считаем, что эти акцизы не на том уровне, который необходим», – подчеркнул и. о. министра финансов. По его словам, более точно сказать, какие прямые налоги могут понижаться, можно будет тогда, когда будет подготовлено предложение правительства.
   Налог с продаж в РФ не случайно отменили с 2004 года. У этого налога также есть свои подводные камни. К примеру, как показал предыдущий опыт, «если налогоплательщики работали на территории нескольких субъектов РФ, где установлены разные налоговые ставки, то они не могли определиться, по какой ставке платить», отмечает Дмитрий Липатов.
   Кроме того, налог на продажи ущемлял права индивидуальных предпринимателей, рассчитывающихся за товар наличными. «Предприниматель был обязан платить налог с продаж за любую операцию с «наличкой», поскольку невозможно было определить, приобретает он тот или иной товар для личного пользования или для целей предпринимательской деятельности. Коммерческая организация могла не платить налог, в отличие от предпринимателя, поскольку априори все ее действия расцениваются как предпринимательская деятельность. То есть для предпринимательства приобретаемый товар облагаться НСП не будет, а для иных целей – будет», – рассказывает Дмитрий Липатов.
   От нового налога, по его словам, выиграют известные гипермаркеты, продающие товары своим покупателям для использования в предпринимательской деятельности с предоставлением счета-фактуры. «Граждане, покупающие товары в обычных супермаркетах или магазинах, почувствуют новый налог с первым же пробитым чеком», – говорит Липатов.
   «Правительство сейчас находится на развилке: расходная часть бюджета была значительно увеличена, а запас прочности невелик и зависит от внешней конъюнктуры. Правильный, но сложный путь – сокращать налоговую нагрузку, стимулировать экономический рост и за счет этого увеличивать налоговые поступления. Неправильный, но простой путь – увеличить налоги, ухудшив этим и без того непростые условия ведения бизнеса», – отмечает аналитик «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин.
   По его мнению, налоговая нагрузка на бизнес и так очень большая, повышать ее дальше некуда, это будет очень негативно для экономического роста и может заставить бизнес «уходить в тень».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд"