26.04.2005  Потерять сертификат качества легко, получить обратно – очень сложно

   В понедельник, 25 апреля, в Торгово-промышленной палате РФ состоялся семинар по теме «Предприятия России в ВТО: выжить и преуспеть в новых условиях рынка».
   В ходе работы семинара выступил представитель Центра по международным стандартам Сергей Козлов, давший участникам семинара практические рекомендации по разработке и внедрению системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2000. Он сообщил, что данный стандарт существует около 10 лет, в 2000 году он был значительно переработан и введен в ранг международного. В России этот стандарт известен как Бостонский вариант, на сегодняшний день ряд государственных учреждений ввели обязательную сертификацию своих поставщиков по этому стандарту. Примером в данном отношении может служить правительство Москвы, постановлением которого все предприятия, принимающие участие в распределении государственного заказа на строительство, обязаны внедрить такую систему менеджмента качества и получить сертификат.
   По словам С.Козлова, за время существования данного стандарта в мире выработалась определенная технология по его внедрению, которой придерживается большинство организаций. Первым этапом внедрения стандарта является обследование предприятия. Группа консультантов, как представители международных органов по сертификации, так и российских консалтинговых организаций, выясняют, насколько система управления предприятием соответствует тем или иным требованиям стандарта ISO. В результате обследования руководителю предоставляется выдаются рекомендации, что именно необходимо изменить, чтобы управление предприятием соответствовало данному стандарту. Кроме того, консультантами может быть выдана рекомендация по использованию органов по сертификации, что связано с особенностями их профильного направления. С.Козлов отметил, что не во всех органах сертификации, представленных на российском рынке, работают российские эксперты, тогда как предпринимателю выгодно сотрудничать именно с ними: это значительно сокращает расходы на прохождение сертификации.
   Второй этап процесса сертификации – подготовка персонала. По словам С.Козлова, на каждом предприятии она должна быть многоуровневой, то есть не нужно учить всех сотрудников одному и тому же, свои особенности должны быть при подготовке персонала каждого уровня. Отдельным вопросом стоит подготовка внутренних аудиторов предприятия, которые впоследствии будут отслеживать, насколько эффективно работает существующая система менеджмента качества.
   Третий этап – непосредственно внедрение стандарта. Как отметил С.Козлов, основная проблема заключается в том, что многие предприниматели, изучив стандарт, решают внедрять его самостоятельно. «Это приводит к плачевным результатам, потом приходится в авральном режиме все переделывать, расходы в результаты будут больше», - сообщил С.Козлов. Чтобы система была внедрена и затем эффективно действовала, должно быть обучено не менее 25-30% персонала всех уровней, отметил он. Сама подготовка персонала – процесс не очень длительный, основные временные затраты связаны с документационным обеспечением. Проблема в том, что все пытаются написать документы в отрыве от своего производства по какому-либо шаблону, но все стандарты уникальны, их следует писать относительно конкретного предприятия, подчеркнул С.Козлов. В стандартах предприятия находят отражение такие вопросы, как обязанности сотрудников, их ответственность, последовательность действий при работе и проч. Новая система документации, отметил С.Козлов, должна внедряться постепенно, ни в коем случае нельзя все требования стандарта спускать к сотрудникам одновременно.
   Следующий этап сертификации – это предаудит. Как пояснил С.Козлов, он не столько необходим, сколько желателен. После этого проводится сам сертификационный аудит, который проходит в согласованное с руководством предприятия время, определенными сотрудниками органа по сертификации. Аудиторы проверяют, насколько система менеджмента качества действует эффективно.
   Как отметил С.Козлов, получивший сертификат однажды обязан потом подтверждать соответствие своей системы управления требованиям стандарта в течение трехлетнего срока действия сертификата. Все несоответствия необходимо сразу же устранять, формальный в данном отношении подход невозможен, уверен он. «Сертификат легко потерять, получить его обратно потом бывает очень сложно», - заявил С.Козлов.
   ИА "Альянс Медиа"