08.06.2006 Вузы и бизнес подписали соглашение На VШ съезде Российского союза ректоров подписано соглашение между представителями российского бизнеса и вузовским сообществом. Документ завизировали председатель РСПП Александр Шохин, президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков и президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. Съезд посвящен вопросам развития базовых принципов образования - доступности, качества и повышения его конкурентоспособности. В его работе приняли участие ректоры ведущих университетов Европы, Азии и Америки, члены Российской академии наук, представители деловых кругов и молодежных объединений. Бизнес на съезде представляли Сергей Примаков (Торгово-промышленная палата), Александр Шохин (Российский союз промышленников и предпринимателей), Николай Остарков («Деловая Россия»), Сергей Борисов («Опора России»). «От ваших усилий зависит и уровень развития науки, и экономический, и технологический потенциал России, возможность прорыва во всех этих областях», - напомнил президент РФ В.Путин, обращаясь с приветственным словом к ректорам российских вузов. Он отметил, что соответствие образования современным требованиям, его конкурентоспособность внутри страны и в мире волнует не только педагогов, но и фундаментальную науку, и промышленность, и общество в целом. В.Путин напомнил о трудностях, которые пережила высшая школа в период вхождения в новые общественные и экономические реалии в начале 90-х годов. По его словам, за прошедший с тех пор период появлялись новые вузы, новые специальности, однако с ростом количества студентов происходило и снижение качества образовательных услуг. «Дипломы должны служить подтверждением реальной профпригодности, а не только личного статуса», - напомнил президент. По его словам, это особенно важно сейчас - в противном случае для выпускника вуза недостаток профпригодности оборачивается «невостребованностью на рынке труда, для экономики – дефицитом квалифицированных кадров в целых отраслях, для страны – снижением конкурентоспособности на мировых рынках». Сегодня от профобразования прежде всего ждут адекватной кадровой и инновационной отдачи, подчеркнул президент. Он обозначил несколько приоритетных, по его мнению, задач современного образования. Общим принципом развития образования должно оставаться повышение самостоятельности учебных заведений, однако большая хозяйственная самостоятельность требует и большей ответственности, а также современных форм управления, напомнил президент. По его словам, принципиально новые финансовые возможности открывает создание фондов ресурсного капитала, которые предполагается формировать как за счет средств госбюджета, так и за счет средств бизнеса или совместно с ним. «Соответствующие поручения даны – надеюсь, в кратчайшие сроки будут подготовлены необходимые документы для того, чтобы реализовать все эти задумки», - сказал В.Путин. Он также сообщил, что , в рамках нацпроекта «Образование» уже предложен ряд обновленных бюджетных и управленческих технологий. Второй приоритетной задачей В.Путин считает необходимость внешней оценки качества преподаваемых знаний. «Объективные рейтинги вузов надо вырабатывать не только с участием работодателей, что крайне важно, – и об этом мы многократно говорили с представителями бизнеса, – но и представителей общественности и науки», - сказал президент. При этом, считает В.Путин, необходимо вырабатывать и новые формы оценки. Он высоко оценил проведенный в рамках национального проекта конкурс инновационных вузов, который. По его словам, «дал неплохой опыт и хороший результат». Подписание соглашения о стратегическом партнерстве между Союзом ректоров и объединениями отечественных предпринимателей В.Путин назвал «перспективной инициативой».» Но главное – из протокола о намерениях эти документы должны превратиться в прочную, хорошо проработанную базу для системного сотрудничества. Они должны помогать решению самых сущностных проблем высшей школы и экономики», - подчеркнул президент. Как разъяснил Виктор Садовничий, подписанное соглашение является принципиально новым в отличие от достигнутых ранее. Во-первых, его подписали лидеры крупнейших объединений российского бизнеса, а значит, в его реализацию будут вовлечены «крупные силы». Во-вторых, соглашение предусматривает конкретные меры участия бизнеса в развитии образования: участие работодателей в заказах на специалистов, создание корпоративных университетов, переподготовка специалистов в соответствии с нуждами работодателей, создание дополнительных образовательных программ, помощь школам, учреждение грантов для молодых ученых и именных стипендий для студентов. При этом, пообещал ректор МГУ, во имя дружбы с бизнесом система высшего образования не станет поступаться принципом своей фундаментальности и не станет потворствовать «удовлетворению сиюминутных, конкретных интересов бизнеса». Впрочем, подчеркнул бывший министр образования, а ныне ректор Российского университета дружбы народов Владимир Филиппов, образованию и бизнесу нужны не столько дружба, сколько взаимный интерес. Чтобы вовлечь бизнес в решение проблем образования, необходимы реальные экономические механизмы, и прежде всего серьезные налоговые льготы. «Пока бизнесу разрешено вкладывать в образование только из налога на прибыль. А нужно, чтобы средства, передаваемые на образование, не облагались налогами, как за рубежом. Пока же государство только декларирует такое намерение», – заявил он. ИА "Альянс Медиа" по материалам центральных СМИ |