16.11.2011  Эксперт: целью СМИ стала защита читателя от объемов информации

   Главная задача современного журналиста за очень короткий период резко изменилась - ею стал не поиск необходимой для читателя информации, а "защита" аудитории от ее объемов, считает главный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак.
   Он принимает участие в VII ежегодном профессиональном форуме российских издателей "Издательский бизнес - 2011". Форум, организованный Гильдией издателей периодической печати (ГПП), проходит в Москве 15-16 ноября.
   По словам Лошака, задача профессии журналиста "за время жизни одного поколения журналистов изменилась на прямо противоположную - от добыть для читателя побольше информации до защитить его от ее зверского потока". "Защищая человека от потока информации и при этом не прекращая друг с другом конкурировать, мы становимся все более изощренными поварами. Задача (у СМИ) - подсадить читателя на свое блюдо", - отметил главред "Огонька".
   В целом эксперты медиасферы, принимающие участие в форуме, отмечают постоянное сокращение времени на чтение у россиян, опасаются воспитанного интернетом поколения и констатируют нехватку квалифицированных кадров в СМИ.
   "Ученые уверены, что если в середине 80-х годов читатели при покупке журналов 30 секунд просматривали обложку, то сейчас тратят всего 10 секунд... Роспечать дает такую статистику, что книги, журналы, газеты - все, что напечатано на бумаге, отнимает в среднем у россиян 12 минут в день. Боюсь, и эта цифра с каждым годом сокращается", - сказал Лошак.
   В то же время главный редактор журнала уверен, что "ничего, кроме медиа и искусства, не способно дать людям общее представление о добре и зле, рамку того, что возможно и что недопустимо в обществе".
   "Но мы еще даем общие исторические коды. Человек должен чувствовать общность личной и семейной истории с историей страны", - добавил он.
   При этом Лошак опасается воспитанного интернетом поколения.
   "В конкуренции с интернетом меня в большей степени пугает не сам интернет, а человек, им воспитанный... Для качественных печатных изданий это еще более грустно. Читателю нужны ум, совесть и сердце. Текст можно оценить только постепенно, он требует обдумывания", - отметил журналист.
   О проблемах отрасли рассказал и первый заместитель главного редактора РИА Новости Максим Филимонов. По его мнению, у отрасли существует проблема квалифицированных кадров.
   "Проблема вокруг IT-технологий является сегодня, наверное, ключевой, поскольку на IT тратятся самые большие ресурсы, самые большие объемы времени и менеджеров. При этом основные менеджерские позиции занимают журналисты, но они, как правило, не очень хорошо разбираются в IT. От этого очень часто принимаются неоптимальные решения. Нужно задумываться над тем, чтобы как-то обеспечить приток качественных специалистов, которые могли бы работать на стыке IT и производства контента", - сказал Филимонов.
   Он полагает, что IT-работникам "проще погрузиться в производство контента, чем журналистам пойти получать IT-образование".
   Филимонов также отметил существование в целом кадровой проблемы в отрасли. "Сейчас в профессию начали приходить люди 1990-1991 года рождения - так называемые дети новой России. Ничего плохого в этом нет, они другие, но уровень знаний, общий уровень эрудиции у них оказывается ниже, чем был, к примеру, 5-10 лет назад", - подчеркнул первый заместитель главреда РИА Новости.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"