15.11.2011  Ставропольский край: нужно задействовать все механизмы поддержки бизнеса

   Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что малое и среднее предпринимательство – это основа экономики края. В последние три года этим сегментам бизнеса на Ставрополье оказана существенная господдержка за счет федерального и краевого бюджетов.
   О том, достаточны ли объемы этой финансовой подпитки и все ли механизмы задействованы в развитии предпринимательской активности, «Ставропольская правда» беседует с депутатом Думы Ставропольского края, членом комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Р. Савичевым.
   В.: Роман Валерьевич, как вы оцениваете эффективность комплексной системы поддержки предпринимательства?
   
О.: По большому счету, можно сказать, что наш регион достиг в этом плане определенных успехов, несмотря на то, что как таковая системная работа по поддержке бизнеса началась относительно недавно. Сейчас власти могут предложить поддержку как тем, кто только задумался об организации собственного дела и находится на стадии разработки бизнес-плана, так и уже работающим и хорошо зарекомендовавшим себя предприятиям. На мой взгляд, этим во многом и объясняется, что у нас помимо самой распространенной для российского бизнеса схемы «купи-продай» наконец начали развиваться и другие секторы, к примеру переработка, инноватика и др.
   При обсуждении бюджета у абсолютного большинства краевых депутатов даже не возникало сомнений в необходимости создания в регионе гарантийного фонда и фонда микрофинансирования. Ведь некоторые предприниматели не имеют возможности развивать свое дело только потому, что по объективным причинам не могут самостоятельно воспользоваться банковскими схемами поддержки бизнеса. Кроме того, не первый год под проекты, имеющие приоритетное значение для экономического развития региона, бизнес-сектору из казны выделяются гранты, выплачиваются компенсации процентной ставки по кредитам.
   Сейчас думские комитеты изучают представленный правительством проект краевого бюджета на 2012 год, и в свете нашего разговора хочу отметить следующий положительный момент. Новая региональная программа поддержки малого и среднего предпринимательства, стартующая в следующем году, получит статус межведомственной. Конечно, еще могут измениться объемы ее федерального финансирования. Но принципиально важно, что к ее реализации теперь подключатся муниципалитеты, которые до этого далеко не все стремились к активной работе по этому направлению. То есть, мне кажется, нужно ожидать большего эффекта.
   В.: Всевозможные компенсации, выплаты и гарантии – это, скажем так, адресная помощь, оказываемая тем, кто за ней обратился и защитил перед специальной комиссией свои проекты. Но есть же еще такое понятие, как налоговые бонусы для бизнеса. Они затрагивают более широкий круг предпринимателей… О.: Сразу хочу отметить, что здесь далеко не все во власти краевых законодателей. У нас в стране действует строгое разграничение налоговых полномочий. К примеру, льготы по земельному налогу – прерогатива местной власти, по налогу на прибыль, акцизам, НДС – федеральной. Если же говорить о региональных полномочиях, то каждая новация имеет под собой серьезные финансовые расчеты, ведь любые налоговые бонусы ни в коем случае не должны повлечь за собой проблем с будущим финансированием расходных обязательств – и краевых, и муниципальных.
   В этом плане, на мой взгляд, удачным оказалось во время финансово-экономического кризиса в 2009 году снижение с 15 до 5 процентов ставки налога для малого бизнеса, работающего по «упрощенке». В непростой ситуации мы поддержали активность бизнеса. Ставрополье было в числе единиц территорий, снизивших ставку так радикально, исключив какую-либо дифференциацию налогоплательщиков по категориям. В итоге снижение налога коснулось примерно 30 процентов предпринимателей, которые применяли «упрощенку»: это те, кто выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
   Конечно, можно сказать, что в общей массе бизнеса это не так много. Но, с другой стороны, тем самым удалось противостоять «смертности» десятков малых предприятий. А это значит, как минимум оказались сохранены рабочие места. Если же обратиться к статистике, то, к примеру, доля продукции, произведенной малыми предприятиями края, в общем объеме валового регионального продукта в течение 2010 года выросла с 13,2 до 13,5 процента. И в этом году темп роста был сохранен.
   В.: Роман Валерьевич, тем не менее на следующий год край полностью отказался от такой антикризисной меры. Причем по этому поводу на заседаниях регионального парламента – и летом на финише думской сессии, и в сентябре после депутатских каникул – разворачивались серьезные дискуссии. Какую позицию заняли вы?
   
О.: Несколько слов о том, как шло обсуждение этого вопроса. На июльском заседании краевой Думы комитет по бюджету, налогам и финансово-кредитной политике, а также ряд депутатов внесли на рассмотрение законопроект о продлении срока действия пониженной налоговой ставки для предпринимателей, платящих налог с доходов, уменьшенных на величину расходов. И я полностью согласился с их доводами о том, что налоговую поддержку малого бизнеса нужно пролонгировать. Нельзя так резко лишать его подобных льгот. Это, как говорится, бегать от одной крайности к другой.
   Но от губернатора тогда поступило отрицательное заключение на законопроект, продлевающий преференции. Объясняя депутатскому корпусу свою позицию, Валерий Гаевский отметил, что ситуация в экономике края позволяет отказаться от антикризисных мер. А с учетом того, что 2012 год будет напряженным для краевого бюджета, казна нуждается в дополнительных финансовых поступлениях. Краевое правительство пообещало депутатам, что в сентябре на их рассмотрение будет внесен новый законопроект, предусматривающий дифференциацию налоговых ставок в зависимости от вида деятельности предприятия.
   Я же в своем выступлении тогда акцентировал внимание парламентариев и представителей правительства на несколько ином аспекте. Для принятия подобных решений у нас на тот момент оставалось не так много времени. Налоговое и бюджетное законодательство жестко ограничивает регионалов в сроках, ведь подобные решения нужно правильно отразить в бюджете на будущий финансовый год.
   Тем не менее на июльском заседании документ, предлагавший сохранить нынешнее положение дел, не набрал необходимого числа голосов и был отклонен.
   А дальнейшее развитие сюжета – на сентябрьском заседании Думы края – вы, наверное, прекрасно помните. Так как де-факто выборная кампания уже началась и ряд депутатов в связи с этим покинули зал заседаний, внесенный правительством законопроект дальше первого чтения не продвинулся: просто не хватило кворума. При этом последние числа сентября были крайним сроком, когда нужно было определиться по налоговым льготам.
   В.: Кстати, Минфин, объясняя, почему он против продления льгот, привел цифры, отражающие примерные потери бюджета от недобора налогов. Так, прогнозно на 2011 год он насчитал 512 миллионов рублей, а в 2012-м выпадающие доходы могли составить почти миллиард. Для бюджета Ставрополья, согласитесь, это немалые потери… О.: Не буду с этим спорить. Но в условиях бюджета, где на «социалку» направляется львиная доля доходов, нужно думать на перспективу. То есть о том, где брать эти деньги в последующие годы. Соответственно, льготный налог, о котором мы с вами сейчас говорим, служил некой базой. Я возглавляю юридическое агентство «СРВ» и по роду своей деятельности прекрасно знаю, что срок окупаемости любого бизнеса составляет пять-семь лет, а не год-полтора. Уверен, что расчеты на будущее малыми предпринимателями делались под пять процентов налога. Есть опасность, что часть из них в следующем году перейдет на другие режимы налогообложения, менее выгодные краевому бюджету.
   Очевидно и следующее: нам при любых условиях нужно сохранять и развивать уже существующую в крае систему поддержки бизнеса. Но вместе с тем стоит продумать, какие еще механизмы можно задействовать с тем, чтобы охватить как можно больший круг предпринимателей. Я вас уверяю, что отдача от этого будет пусть не сиюминутной, но заметной в масштабах региона. Ведь бизнес, крепко стоящий на ногах и строящий планы по дальнейшему расширению, – это залог успеха развития той территории, где он работает. Это повышение уровня жизни населения и его социального благополучия.
   ИА "Альянс Медиа"