15.11.2011 Россия готовится жить по новым правилам Мы будем в ВТО. И что тогда? У нас начнется новая жизнь? Подешевеет импорт, разорятся отечественные производители, исчезнут из продажи пиратские диски? Конечно же, нет. В ходе тяжелой и продолжительной подготовки к вступлению Россия уже связала себя разнообразными обязательствами. В частности, существенно снизила таможенные тарифы. Средневзвешенный импортный тариф у нас уже почти на уровне развитых стран – 10% (у тех он составляет, в среднем, около 5%), тогда как у стран, схожих с нами по уровню развития он составляет 20% – 30%. Так что в плане открытия рынка мы и так прогнулись по полной программе, и нового резкого скачка здесь не будет: лишь к 2020 г. импортный тариф должен быть снижен до 7,8%. Хотя по большому списку товарных позиций тарифы будут снижаться более ощутимо, но тоже не сразу, а в течение переходного периода. Например, пошлина на новые автомобили за семь лет уменьшится с 25% до 15%, на авиатехнику – с 20% до 7,5% – 12,5%. Это создаст немалые проблемы российскому авто- и авиапрому, но ничего не поделаешь: надо же когда-то учиться выпускать конкурентоспособную продукцию. Большие надежды в этом плане возлагаются на кооперацию с зарубежными компаниями. Такие совместные продукты, как "Шеви-Нива" или "Сухой Суперджет – 100" вполне смогут выдержать международную конкуренцию (по крайней мере, на отечественном рынке). ЕС до последнего бился, чтобы Россия урезала льготы автосборщикам. Не вышло: они будут действовать до 2018 г. и потом будут заменены на другой компенсационный механизм. В довольно трудном положении могут оказаться российские аграрии. Дело в том, что страны ВТО навязали довольно скудный лимит госсубсидий для сельского хозяйства: $9 млрд ежегодно сейчас, а затем в течение 7 лет – снижение до $4,4 миллиарда. То есть, до того уровня, который достигнут на сегодняшний день. Таким образом, пропорционально площади сельхозугодий АПК будет и впредь субсидироваться на порядок меньше, чем американские или европейские фермеры. При этом тарифная защита российского рынка сельскохозяйственной продукции составляет всего 13,2% и будет в перспективе снижена до 10,8%, тогда как, в среднем, по ВТО этот показатель превышает 50%. Расчет, видимо, делается на то, что российский крестьянин выдержал и крепостное право, и коллективизацию, и раскулачивание – выдержит он и конкуренцию с западными фермерами в неравных условиях. Что касается защиты прав интеллектуальной собственности, то Россия, конечно, обязалась бороться с пиратством. Однако опыт Китая показывает, что членство в ВТО отнюдь не мешает массовому выпуску и использованию пиратской продукции. Так что те, кто не любит платить за лицензионные программы, могут не волноваться: с ВТО все будет, как и прежде. То же самое можно сказать и относительно внутренних цен на газ: их не будут выравнивать с экспортными, а значит, катастрофического подорожания газа в России не произойдет. Таким образом, на вопрос, кто больше выиграет от вступления России в ВТО – мы или наши партнеры, – однозначно ответить трудно. Все суждения на эту тему строятся на той или иной гипотетической модели развития ситуации. Например: стабильные рамочные условия для бизнеса – приток инвестиций – промышленный рост. Или по-другому: открытие рынков – обострение конкуренции – вытеснение отечественных производителей. И тот, и другой сценарий имеют шансы реализоваться, весь вопрос – который из них станет основной тенденцией. Пока же можно сказать, что для России, возможно, главным приобретением от членства в ВТО (кроме улучшения имиджа) станет большая прозрачность экономических процессов внутри страны. Это касается и бухгалтерского учета, и системы государственных закупок, и мер по регулированию рынка, и любого нормотворчества, влияющего на инвестиционный климат. Ну, а с точки зрения ключевых стран-участниц ВТО Россия – это, безусловно, очень ценное приобретение. Во-первых, в плане престижа организации: последняя крупная экономика, остававшаяся вне ВТО, становится ее членом. Во-вторых, Россия обладает емкими, растущими рынками, доступ на которые до сих пор был в известной степени непредсказуем. Теперь же возможности Москвы принимать меры протекционистского характера существенно уменьшатся. И, наконец, в-третьих, ВТО получит большое вливание свежей крови, которая растворит тромбы на переговорах Дохийского раунда. Этот раунд должен был значительно расширить возможности глобальной торговли и ВТО как ее регулятора. Однако развитые и развивающиеся страны зашли в тупик, не найдя компромиссов по вопросам сокращения поддержки сельского хозяйства и либерализации доступа на рынки. Возможно, именно Россия, занимающая промежуточное положение между развитыми и развивающимися, поможет им найти выход. ИА "Альянс Медиа" по материалам "Утро.ру" |