14.11.2011 ФАС провела проверку лицензирования медицинской деятельности Федеральная антимонопольная служба проанализировала практику лицензирования медицинской деятельности в регионах в связи с вступлением в силу с 3 ноября 2011 г. нового федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», заменившего соответствующий закон № 128-ФЗ от 08.08.2001 года. Как сообщает пресс-служба ФАС России, по результатам проверки было выявлено 385 случаев нарушений при отказе в выдаче лицензии. В 78% (301) случаев нарушения совершались лицензирующими органами в отношении частных организаций и индивидуальных предпринимателей. Треть (301 из 1070) отказов частным организациям и индивидуальным предпринимателям сопровождалась нарушениями со стороны лицензирующих органов. В отношении государственных и муниципальных учреждений нарушения составили 4% (84 из 1874) отказов. В подавляющем большинстве случаев вместо переоформления действующей лицензии выдавались новые лицензии: 11 234 - на новый срок, 4 270 – на новое место, а 5 753 – на новый вид работ (услуг). Процедура переоформления лицензии не осуществлялась лицензирующими органами в течение 10 лет. Было выдано 11 234 лицензий на новый срок (с выездной проверкой, в течение 45 дней), было переоформлено на новый срок 4 222 лицензий (без выездной проверки, в течение 10 дней) или 27% от всех продленных лицензий. Таким образом, преимущественно использовалась процедура выдачи новой лицензии, что не предусмотрено законодательством. При этом продление срока действия лицензии в отношении государственных и муниципальных учреждений осуществлялось путем переоформления в 42% случаев, а частным организациям и индивидуальным предпринимателям в 16% случаев, т.е. в 2,6 раза реже. В остальных случаях оформлялась новая лицензия. Доля проверок по жалобам граждан (4 260) в общем объеме предлицензионных (43 206) и внеплановых (4260) проверок составила 9%. 3 188 жалобы (43% всех жалоб) не сопровождались проверкой. Имели место избыточные предлицензионные проверки (не менее 23 749 проверок). Часть выездных предлицензионных проверок были не обоснованы и вызвали значительные расходы бюджета и рост административных барьеров. «Таким образом, деятельность лицензирующих органов направлена преимущественно на проверку условий и возможности осуществления деятельности. В тоже время проверка конкретных результатов деятельности лицензиатов, в том числе по жалобам граждан, на предмет их соответствия лицензионным требованиям и условиям проводится не в полном объеме», - делает вывод ФАС. По поводу нового закона о лицензировании ФАС отмечает, что в нем нашли отражение многие рекомендации ФАС по снижению административных барьеров в ходе прохождения процедуры лицензирования. Вместе с тем новый закон предусматривает при переоформлении лицензии проведение выездной проверки, что ранее не требовалось в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и (или) изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, также увеличен срок принятия решения — 30 дней вместо 10 дней. «Эта норма сохранит сложившуюся практику, при которой значительная часть проверок направлена на проверку возможности соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий вместо проверки деятельности», - отмечается в сообщении ФАС. В этом случае, полагают в антимонопольном ведомстве, сохранится рост числа жалоб пациентов, снижение удовлетворенности населения качеством медицинских услуг и рост административных барьеров, поскольку лицензирующие органы при проверке возможности соблюдения требований лицензиатами зачастую проверяют деятельность, превышая свои полномочия, подменяя тем самым механизм плановых проверок. ФАС России считает целесообразным при переоформлении лицензии в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности и (или) изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, закрепить в Положении о лицензировании медицинской деятельности проведение только документарной проверки (без выезда на место) с предоставлением заключения Роспотребнадзора на новое место (новые работы, услуги), а в случае дополнения перечня работ, услуг также документов об образовании специалистов, необходимых для выполнения этих услуг. «Такая мера позволит переместить акцент лицензионного надзора и контроля на проверку реальной деятельности лицензиатов», - считают в ФАС. ИА "Альянс Медиа" |