27.10.2003 А. Шохин: "Необходимо максимально использовать административную реформу как рычаг, инструмент экономического роста и стимулирования деловой активности" В пятницу, 24 октября, в Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты РФ прошла конференция по вопросам дерегулирования, дебюрократизации и снятия избыточных административных барьеров. По мнению экспертов, рост промышленного производства в России вполне возможен в рамках 8-9% в год. Обеспечить такие высокие темпы роста российской экономики исключительно за счет сырьевого сектора не удастся. Необходимо создать условия, при которых обрабатывающие отрасли и сектор услуг могут расти двузначными темпами. Это возможно, но при наличии двух факторов – активной промышленной политики государства и эффективном завершении административной реформы. Государственный аппарат продолжает оставаться источником административных барьеров для бизнеса и граждан. Причем сегодня в России не существует действенных средств защиты против произвола чиновников. Как считает вице-президент - исполнительный секретарь РСПП Игорь Юргенс, «с точки зрения предпринимателей, административная реформа, если ее реально не завершить, затормозит многое из намеченного в плане реформирования страны, как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной – на период до 2010. Постоянное расширение функций госаппарата в центре и на местах ведет к повышению нагрузки, особенно на малый и средний бизнес». Владимир Исаков, вице-президент ТПП РФ, в своем выступлении подчеркнул, что вопросы дерегулирования, дебюрократизации и снятия избыточных административных барьеров являются ключевыми в экономике. Развитие страны, бизнеса, хозяйства «во многом зависит от качества управления». Именно так, по словам В. Исакова, считает Президент РФ В. Путин, который подписал Указ о мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 гг. В этом указе обозначены основные направления административной реформы: - ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в т.ч. прекращение избыточного государственного регулирования; - исключение дублирования функций полномочий федеральных органов исполнительной власти; - развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; - организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом; - оптимизация деятельности территориальных и федеральных органов исполнительной власти и т.д. Как отметил в своем выступлении Александр Шохин, член бюро правления РСПП, председатель наблюдательного совета группы «Ренессанс Капитал», до сих пор Правительству РФ не удавалось вести углубленную работу по всем направлениям административной реформы, обозначенным Указом Президента РФ. Правительственная комиссия решила сконцентрироваться на одном вопросе – анализе избыточных функций правительственных ведомств. Это строится на анализе межотраслевых блоков правительственных ведомств и министерств. Однако, сказал А. Шохин, решение ключевых задач административной реформы переносится на 2004 год. «На мой взгляд, ключевым вопросом является состыковка различных элементов административной реформы и поиск путей, благодаря которым будет легче вытягивать реформу в целом, - отметил он. - Работа, которая сейчас ведется по анализу избыточных функций, достаточно полезная, но она не является тем звеном, за которую можно вытянуть реформу, т.к. она исходит из неизменности структуры ведомств, реализующих функции исполнительной власти». По его словам, Указ Президента четко фиксирует, что нужно разделять полномочия ведомств в виду недопустимости совмещением одним ведомством правоустанавливающих, правоприменительных, контрольно-надзорных функций и т.д. «Необходимо максимально использовать административную реформу как рычаг, инструмент экономического роста и стимулирования деловой активности. В этой связи бизнес волнуют вопросы снятия административных барьеров при входе на рынок, чрезмерного засилия чиновничества, возможность субъективного толкования закона чиновниками и дублирование функций различных министерств и ведомств и т.д. На наш взгляд, нужно в первую очередь менять законодательство: переходить к законам прямого действия, которые сокращают возможность интерпретаций чиновниками, что приведет к предсказуемости ведения бизнеса. Также необходимы законы, которые распределят ответственность между государственной властью, саморегулируемыми организациями и бизнесом», - сказал А. Шохин. По его мнению, важно поддержать инициативу депутатов по продвижению закона о саморегулируемых организациях, чтобы уровень саморегулирования не был новым бюрократическим уровнем между бизнесом и властью, а стал бы механизмом функционирования гражданского общества (бизнеса) в процессе выработки стандартов поведения и правил игры. По словам А. Шохина, необходимо также сделать решительный шаг по устранению дублирования в деятельности министерств и ведомств и по устранению отраслевого подхода к управлению. «РСПП будет продолжать работу по административной реформе. Нам нужно вплотную заняться практическими задачами по реализации административной реформы», - сказал в заключение А. Шохин, член бюро правления РСПП. ИА "Альянс Медиа" |