11.11.2011  А.Клепач: трансферты должны субсидировать развитие

   Тема модернизации экономики стала одной из ключевых в политике федеральных властей последних лет. Однако эксперты неоднократно высказывали опасения, что инновационное движение увязнет в словах и лозунгах. О стимулировании регионов, поддерживающих наукоемкие проекты, и о роли в этом бюджетных трансфертов рассказал заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач.
   В: Инновационный сценарий развития экономики предусматривает активизацию социально-экономической роли регионов. Что является ключевым моментом этой работы?
   О:
Фактически речь идет о формировании на национальном уровне системы поддержки тех инициатив, проектов, которые выдвигают регионы. Причем эти проекты не местного, локального значения - они являются действительно приоритетными, определяющими для страны в целом. Практика показывает, что универсальных решений для такой огромной страны, как Россия, за редким исключением, не существует: если смотреть по регионам, то можно увидеть, что социально-экономические параметры разнятся в пять-десять раз.
   На сегодняшний день одно из наиболее интересных и перспективных направлений - поддержка и развитие так называемых инновационных кластеров. Это, по сути, некие очаги, в которых концентрируются передовые идеи и технологии, высококлассные специалисты. Можно даже сказать, что речь идет о создании новой среды обитания, где стандарты жизни должны соответствовать уровню генерируемых решений.
   В: Насколько эффективны проекты по межрегиональной кооперации, с какими проблемами приходится сталкиваться?
   О:
Такие проекты показали себя достаточно эффективными. Возьмем так называемое Сибирское соглашение, с которым связана выработка стратегии развития Сибири в целом и поддержка многих инфраструктурных проектов, в его рамках существуют и межрегиональные проекты, в которых участвуют несколько областей. Безусловно, масштабные задачи гораздо эффективнее решать сообща. Ну, а главная проблема очевидна: договориться между собой и отдельным компаниям, и регионам порой достаточно сложно.
   В: Есть мнение, что полномочия субъектов Федерации должны быть существенно расширены. Вы с этим согласны?
   О:
Модернизация - живой процесс, поэтому многие вещи приходится корректировать, что называется, по ходу дела. На ближайшие три года запланировано существенное перераспределение полномочий между центром и регионами. Но, скажу откровенно, эффективный баланс полномочий в полной мере еще не найден. В настоящее время действуют две правительственные комиссии под руководством заместителей председателя правительства РФ Дмитрия Козака и Александра Хлопонина, которые прорабатывают вопросы перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами.
   Корректировки требуют и межбюджетные отношения. Нужно менять порядок, существовавший все последние годы, когда финансовые ресурсы концентрировалась на федеральном уровне. Пропорции распределения средств между федеральным центром и регионами должны меняться в пользу регионов, причем уже в среднесрочной перспективе. Но это очень непростой вопрос, потому что речь идет о распределении ответственности, обязательств. В каждом конкретном регионе нужно создавать дополнительные стимулы для расширения налоговой базы, чтобы тем самым снижать зависимость от трансфертов из федерального центра.
   Сама система трансфертов также нуждается в совершенствовании (этот процесс идет постоянно, и в 2012 г. будет реализован целый ряд решений). Трансферты должны не только работать на поддержание бюджетной сбалансированности или обеспечение федеральных полномочий на региональном уровне через механизм субвенций, но и субсидировать развитие. Иначе мы не сможем из федерального центра софинансировать и поддерживать межрегиональные или общероссийские инновационные проекты.
   В: Уже есть конкретные решения о передаче на региональный уровень тех или иных источников дохода в бюджет?
   О:
Есть решения, которые пока не приняты: они лишь прорабатываются в рамках комиссий.Но многие идеи согласованы и даже реализуются. Например, в 2010-2011 гг. были предприняты определенные меры по поддержке моногородов, особо пострадавших от финансового кризиса. Фактически был инициирован процесс разработки этими городами своих комплексных инвестиционных планов, то есть программ диверсификации, изменения структуры занятости населения, системы доходов. Договоренность о финансировании подобного рода проектов в 2012 г. тоже фактически достигнута, хотя в бюджете на данный момент такой строки нет, и размеры поддержки еще будут обсуждаться.
   В: Многие эксперты считают, что федеральные округа должны быть активно задействованы в процессе экономической модернизации. Вы с ними согласны?
   О:
Разумеется. Федеральный округ как единица управления помимо своих политических функций должен координировать взаимодействие входящих в его состав регионов. Потому что федеральный округ является неким аналогом макрорегиона. Федеральные округа сейчас разработали свои стратегии, которые согласованы с правительством. Следующий этап - нужно увязать окружные стратегии развития с теми планами, которые есть у каждого субъекта Федерации, а также с межрегиональными проектами.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"