11.11.2011 А.Мишарин рассказал, как сделать регионы успешными Привлечение инвестиций, а также поддержка государства - это оправдавший себя способ выхода из финансового и экономического кризисов, который можно рекомендовать к использованию в случае нового кризиса, считает губернатор Свердловской области Александр Мишарин, руководитель Рабочей группы по подготовке к сегодняшнему заседанию Госсовета. "Кризис 2008-2009 годов, на мой взгляд, преподал нам очень важный урок. Те, кто занимался инвестициями, ростом производительности труда, повышал конкурентоспособность при поддержке государства, помогавшего этим предприятиям путем выдачи государственных гарантий и путем поддержки заказами, - достаточно быстро этот кризис преодолели", - сказал Мишарин. Мишарин считает, что подобный вариант решения проблем применим при возможных проблемах в мировой экономике и сегодня. "Нужна реиндустриализация, развитие промышленности с высокой добавленной стоимостью именно на основе инновационных технологий. И тогда в случае нового кризиса мы сможем если не избежать его, то существенно уменьшить его последствия", - сказал свердловский губернатор. При этом он отметил, что эта стратегия должна опираться в первую очередь на развитие регионов, что в свою очередь повлечет за собой формирование нового законодательства. "Причем в рамках каждого региона нужно решать свои конкретные задачи. Под такой сценарий развития предстоит заново сформировать законодательную базу, основой которой должен стать закон о территориальном развитии", - уточнил губернатор. По его словам, "нужна общая схема территориального развития страны, схема размещения производительных сил, и уже в рамках этой схемы и будут учтены и возможности, и перспективы отдельных регионов: где-то имеет смысл развивать металлургию, где-то - машиностроение, где-то - сельское хозяйство и перерабатывающую отрасль, где-то - и то и другое". "Все это позволит регионам понимать свою роль в общем развитии страны, понимать, что нужно делать, а на что отвлекать ресурсы не стоит”, - добавил Мишарин. “Нам (регионам) нельзя конкурировать, - считает губернатор. - Когда два порта бьются между собой за одни и те же грузовые потоки - это невыгодно государству. Так же невыгодно, как и создавать бесконечное количество кластеров по производству и сборке автомобилей. Надо определить стратегическую основу для развития каждого региона и оценивать деятельность местных органов власти по реализации этой стратегии”. По его словам, уже проведен анализ успехов, достигнутых в различных регионах, который позволил сделать определенные выводы. “Каждый регион из "успешного" списка обладает сегодня набором инструментов, повышающих инвестиционную привлекательность. Это нормативные документы: например, законы о государственном и частном партнерстве, законы об инновациях и др.”, - отметил А.Мишарин. Кроме того, в таких регионах сформированы органы (например, комиссии при губернаторах), которые занимаются привлечением инвестиций. Применяются и иные методы поддержки бизнеса: создание технопарков или, например, как в Свердловской области, создание хабов на базе аэропортов. По словам губернатора, очень важна также работа с малым и средним бизнесом, начиная с обучения, подготовки кадров и помощи в подготовке проектов. Далее необходима поддержка государства при реализации этих проектов. “Для инновационной экономики очень важна атмосфера прозрачности и открытости: экспертные оценки, ежегодные публичные отчеты об инвестициях и общей ситуации в регионе, создание облегченных условий получения разрешительной документации (например, система одного окна)”, - отметил губернатор. "Если руководство умело использует все эти инструменты, то в регионе возникает атмосфера уверенности. Вот тогда и достигается результат", - заявил А.Мишарин. По его словам на сегодня в России таких регионов всего 10-15. Но есть поручение президента РФ применять их опыт по формированию привлекательного инвестиционного климата и в других регионах. По мнению А.Мишарина, система взаимодействия федерального центра с субъектами в рамках процесса модернизации уже достаточно сбалансирована. “Полномочия по созданию и формированию стратегических направлений развития, по обеспечению национальной безопасности как принадлежали центру, так всегда и должны ему принадлежать. Но есть сфера человеческого капитала: развитие социальной среды, строительства жилья и соответствующей инфраструктуры, образование, здравоохранение, - словом, все, что связано непосредственно с жизнью человека. Вот в этой сфере разделение полномочий между центром, региональной и муниципальной властями, безусловно, должно существовать”, - считает он. По мнению А.Мишарина, регионам следует передать дополнительные полномочия в области образования, касающиеся большей части высших учебных заведений: всех, за исключением федеральных. “На мой взгляд, правильное решение принято и по здравоохранению: новый Закон об охране здоровья наделил регионы большими полномочиями”, - отметил он. Кроме того, полагает А.Мишарин, нужно очень внимательно подойти к распределению полномочий в области транспорта. Формально и сегодня у регионов они есть: помимо РЖД, есть различные городские и пригородные перевозки на железнодорожном транспорте, местные дороги и т. д. Но полномочия должны быть подкреплены финансированием, а здесь как у региональной, так и муниципальной власти большие проблемы. “Но главное сегодня - сделать так, чтобы регионы были заинтересованы в повышении доходов и самофинансировании” – подчеркнул губернатор . У нас сегодня 72 дотационных региона, то есть абсолютное большинство, а их не должно быть больше 50, считает А.Мишарин. Когда регионы сами зарабатывают, у них появляются дополнительные стимулы к развитию, они заинтересованы в увеличении своих полномочий. “Надо создать зависимость финансирования от результатов работы. А пока получается так: лучше работаешь - получишь меньше, хуже работаешь - получишь больше. Такая система не может работать эффективно”, - убежден свердловский губернатор. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |