09.11.2011  Новосибирск: в городской ТПП обсудили рынок удаленной торговли

   Объем внемагазинной торговли в России удвоится в ближайшие 5 лет и достигнет 793 млрд. рублей. Об этом шла речь во время дискуссии, которая проводилась в Новосибирской городской торгово-промышленной палате. Тема «Рынок удаленной торговли в России: роль и место в региональных экономиках» обсуждалась с участием представителей органов власти, надзорных органов, общественных организаций и реального бизнеса.
   Мероприятие было организовано Комитетом по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты России и Новосибирской городской торгово-промышленной палатой.
   В формате круглого стола участники всесторонне рассмотрели вопросы особенностей и перспектив развития рынка удаленной торговли, правовых проблем, сопровождающих данный вид бизнеса, обеспечения прав потребителей при совершении покупок вне магазинов, а также регулирования этого сектора рынка.
   Свое мнение по этим и другим вопросам высказали: член рабочей группы по удаленной торговле Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ, исполнительный директор Национальной Ассоциации Дистанционной торговли Михаил Яценко, ответственный секретарь рабочей группы по удаленным каналам продаж Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Александр Чекарев, начальник управления торговли министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова, начальник отдела по защите малого бизнеса министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергей Паршиков, главный специалист экспертного отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Татьяна Павская.
   В своем приветственном слове к участникам семинара президент Новосибирской городской торгово-промышленной палаты Юрий Бернадский так охарактеризовал рынок удаленной торговли: «Развитие рынка удаленной торговли – по большому счету, это большая государственная задача. Мы часто просто не представляем себе ни масштабы рынка, ни его законы. Тут не надо быть руководителем стратегической службы, чтобы видеть, насколько динамично развивается этот рынок. И даже взлеты и падения в экономике не очень сильно влияют на динамику развития этого рынка. И все больше предприятий втягиваются в эти системы. Есть новосибирские компании, которые 80 % продаж осуществляют через интернет-магазины. Это компании, которые работают и на российский, и на международные рынки. И здесь открывается огромный потенциал. Россия – это страна, 60 % территории которой находится в условиях низких температур, - и для нас есть несколько бесспорных ресурсов, которые, на наш взгляд, являются ключом к устойчивому развитию экономики. Это, во-первых, повышение производительности труда, снижение энергоемкости всех видов продукции и еще один ресурс, который имеет серьезный вес в структуре экономики европейских стран, в США, - удаленная торговля. Сегодня мы точно не можем сказать, что это за сегмент рынка, какими законами он регулируется. Но это один из инструментов легализации экономики, потому что сами электронные платежные системы не предполагают никаких серых схем. Мы осуществляем много действий по внедрению цивилизованных правил предпринимательской деятельности, а в 2009 г. приняли Кодекс деловой чести. И для нас исключительно важно, чтобы росло количество добросовестных предпринимателей, людей, у которых каждая буква контракта, каждое обязательство перед партнерами выполняется неукоснительно. У этого рынка, очень важного и неведомого для многих, очень хороший потенциал именно в этом направлении».
   Модератор круглого стола заместитель руководителя рабочей группы по удаленной торговле Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ Татьяна Алексеева озвучила статистику по объемам внемагазинной торговли в России: «За 2005-2010 гг. оборот удаленной торговли увеличился в 2,96 раза со 133 до 394 млрд. рублей. Таким образом, доля такого вида рынка в структуре российского ритейла составляет 4,3%. Это уже ощутимая доля, хотя меньше, чем во всем мире, где она занимает 6%. А в развитых странах этот показатель составляет 12% без учета интернет-торговли».
   Что мешает развитию рынка внемагазинной торговли в России?
   По мнению Александра Чекарева, «очень многое зависит от уровня консолидации торговли. И этот уровень саморегулирования, который является делом отраслевых ассоциаций, уровень прозрачности рынка и многие другие формы его развития позволяют компаниям установить некие правила добросовестной, честной конкуренции, маркетинга и поведения с потребителем». Первым шагом к такой консолидации стало формирование рабочей группы по удаленным каналам розничной торговли при соответствующем комитете ТПП РФ.
   Задача Комитета ТПП РФ и в том числе сегодняшего семинара – отстаивать интересы рынка внемагазинной торговли, поэтому «нам очень важно узнать, какие есть ограничивающие факторы в Новосибирской области и чем мы можем на федеральном уровне оказать поддержку для развития этого сегмента рынка».
   Представителями бизнеса в ходе круглого стола был озвучен ряд проблем данного сектора: это и логистика, и контрафактная продукция, и отсутствие саморегулирования, и несовершенство нормативно-правового регулирования, и дефицит доверия со стороны покупателей и др. Не отработана также процедура предъявления претензий продавцу за некачественный товар, приобретенный удаленным способом.
   Таким образом, участниками круглого стола были собраны мнения и идеи, которые дадут возможность плодотворно взаимодействовать ТПП РФ с регионами и федеральными органами власти и, соответственно, развиваться рынку удаленной торговли, сообщает пресс-служба НГ ТПП.
   ИА "Альянс Медиа"