08.11.2011  Эксперты считают, что меры по спасению российского судостроения запоздали

   Вчера Дмитрий Медведев подписал закон «О поддержке судостроения и судоходства». Документ, в частности, вводит на российских верфях режим объединенных промышленно-производственных экономических зон (ОЭЗ), предполагающий налоговые послабления. Эксперты согласны: возрождать умирающий отечественный гражданский флот необходимо, однако принимаемые меры, возможно, уже запоздали.
   Сейчас на долю РФ приходится лишь 0,4% в общем объеме мирового судостроения. Для сравнения: доля Китая – 35%, Южной Кореи – 33%. Эксперты отмечают, что новый закон позволит привнести положительную динамику в отрасль. Как сказала директор аналитического департамента инвестиционной компании Александра Лозовая, «это будет способствовать росту деловой активности в секторе судостроения и смежных отраслей, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций».
   Однако за последние два десятка лет Россия, обладавшая некогда шестым по размеру гражданским флотом в мире, успела утратить все конкурентные преимущества. Отрасль деградировала настолько, что для крупнотоннажных судов у нас умеют делать лишь корпуса. Все остальное – силовые установки, оборудование – закупается за границей. В наиболее востребованном на рынке секторе топливных танкеров-гигантов, мы и вовсе выбыли из гонки. По сути, начинать здесь придется с нуля.
   Директор стратегического анализа экономико-правовой школы ФБК Игорь Николаев отметил: «Не стоит переоценивать ожидаемый эффект от введения налоговых послаблений. Развитие судостроительной отрасли зависит от состояния экономики в целом, уровня ее промышленности, банковской среды, нам придется догонять далеко ушедших вперед конкурентов».
   А сделать это очень сложно: основные фонды предприятий российского кораблестроения изношены на 80%, многие технологии попросту утеряны. Чтобы производить суда мирового класса, потребуется закупать технологии и дорогостоящие лицензии. Между тем кредиты для судостроителей, даже находящихся в ОЭЗ, по-прежнему останутся «длинными» и дорогими, и им придется опять обращаться к иностранным банкам, которые в условиях мировой финансовой нестабильности дают деньги очень неохотно.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"