08.11.2011  Цены на бензин продолжают расти

   По опубликованным вчера данным Росстата, потребительские цены на бензин в стране за неделю с 24 по 30 октября повысились на 0,2%, на дизельное топливо – на 1,1%. В «живых» деньгах это копейки, но если учесть, что с начала года «горючка» подорожала уже почти на 15%, удар по карманам автомобилистов нанесен весьма чувствительный. По словам экспертов, процесс продолжится и в будущем, поскольку причин для роста цен на топливо достаточно.
   За последнюю неделю октября рост цен на автомобильное топливо был зафиксирован в 29 центрах субъектов Федерации. Рекордсменами оказались Омск и Уфа, где литр топлива стал дороже на 1,6 и 1,5% соответственно. Московским автомобилистам заправка стала обходиться дороже в среднем на 0,1%, в Санкт-Петербурге цены остались на прежнем уровне.
   За январь – октябрь цены на бензин выросли на 14,6 % при инфляции в размере 5,2%. Иными словами, топливо дорожало в три раза быстрее, чем большинство остальных товаров.
   По мнению научного сотрудника Центра развития Виталия Дементьева, причин для повышения цен на бензин сейчас три. «Во-первых, в цену топлива заложена инвестиционная составляющая. Еще в 2009 году предполагался переход на «Евро-3», а в дальнейшем – на «Евро-4» и «Евро-5». Но как только министр энергетики Сергей Шматко на заседании правительства в 2010 году сообщил, что новые стандарты требуют крупных инвестиций, у нефтяников тут же появилось поле для ловкого маневра с повышением цен на топливо», – пояснил ученый.
   Во-вторых, сама система налогообложения отрасли не предполагает, что бензин в принципе может дешеветь. «Транспортировка нефтепродуктов на перерабатывающие заводы находится в руках государственных монополий, на формирование тарифов которых просто невозможно повлиять», – утверждает г-н Дементьев.
   Третья причина – это монополизация рынков. Время от времени Федеральная антимонопольная службы (ФАС) проводит проверки и в случае выявления сговора, штрафует компании. И хотя компании, уличенные в «нечестной игре», вынуждены опускать цены на бензин, конечному потребителю, то есть автовладельцу, материальный урон уже нанесен – ему ведь все равно никто не вернет разницу, рассуждает эксперт.
   А поскольку, по его словам, все эти три фактора продолжают действовать, надежд на то, что цены на топливо удастся затормозить, практически нет.
   В свою очередь, заместитель начальника аналитического агентства крупной инвестиционной компании Тимур Хайруллин отметил, что с начала 2000-х годов цены на топливо существенно отставали от инфляции. Теперь же бензин стал обгонять общий рост цен. По прогнозу эксперта, даже если удастся сохранить инфляцию на относительно низком уровне, бензин в обозримом будущем будет ее опережать.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"