03.11.2011 Москва: малый бизнес зарабатывает на больших пробках Дорожная ситуация в столице за последний год значительно ухудшилась. При этом растет и экономический ущерб от московских заторов, который в 2009 году составил 40 млрд рублей. В среднем почти четверть российских автомобилистов каждый день стоят в пробках более получаса. Пользу пробки приносят, видимо, только тем, кто превращает застрявших автомобилистов в потребителей своей продукции. Зарядные устройства для телефонов, диски и базы личных данных россиян – это, как рассказал руководителя Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский, наиболее расходящиеся в пробках товары. По его словам, ряды стоящих машин стали торговыми еще 10 лет назад, и теперь продавцов можно встретить практически на любом загруженном перекрестке. Пробочные торговцы чутко реагируют на спрос. Например, в конце октября, по словам Александра Шумского, они предлагали маски для хеллоуина. Зимой водители, застрявшие на выезде с Волжского бульвара на Волгоградский проспект, могли согреться чашкой кофе, не выходя из салона: сотрудники стоявшего там мобильного киоска подавали напиток прямо в авто. Абсолютное большинство рекламных агентств раздают в пробках листовки. «Часы пик обычно воспринимаются людьми как минуты бесполезного и напряженного ожидания, – сообщается на сайте одного из таких агентств. – В таких условиях рекламная информация охотно «впитывается» скучающим мозгом». Растет и изменяется рынок навигаторов, с помощью которых можно узнать, как объехать пробки. «Многих больше не устраивают обычные навигаторы, сейчас люди чаще всего стремятся приобретать универсальные устройства – смартфоны, планшеты, которые способны не только сориентировать водителя на дороге, но и развлечь в пробке», – рассказал главный редактор журнала «Hi-Fi.ru» Анатолий Максименко. Доходы сервиса «Яндекс.Пробки» – главного в Москве информатора о ситуации на дорогах – не разглашаются. Как сообщили в пресс-службе «Яндекса», «сервис дает пользователям еще один повод зайти на портал и найти необходимую информацию. Основной доход «Яндекс» получает от продажи контекстной рекламы на поиске». Заработать на пробках стремится и тот бизнес, который, казалось бы, не имеет к дорогам никакого отношения. Фитнес-клубы, например, стали завлекать клиентов лозунгами «Фитнес вместо пробок». Автомобилистам предлагается «вместо утомительного ожидания в пробке провести время с пользой для здоровья». Менеджер по продажам одного из таких клубов сообщила, что предложение пользуется спросом: больше всего посетителей оказывается в вечерние часы пик – с пяти до девяти вечера. А вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Александр Иванов рассказал, что в последнее время среди деловых людей появился «тренд» проводить рабочие завтраки до пробок, начиная с восьми утра. Например, знакомые самого г-на Иванова назначают ранние встречи в ресторане «Пушкинъ» и в кофейне «Кофемания». В интернет-магазинах для автомобилистов под рубрикой «Новинка!» рекламируется «портативный мини-биотуалет нового поколения». Производители назвали его еще интереснее – «Супер Пис Писс». А реклама обещает, что, попробовав его, «вы не сможете отказать себе в удовольствии постоять в пробке». Одно изделие стоит 58 рублей. Как рассказала менеджер такого магазина, в неделю удается продать около 500 штук. Сделать заточение в пробке более комфортным обещают продавцы массажеров и ортопедических подушек для автомобилистов. Чаще всего массажные подушки покупают женщины среднего возраста. По данным опроса Superjob.ru, 77% россиян, застряв в пробке, слушают музыку, радио или аудиокниги. Основная аудитория передач и, соответственно, рекламы на радио – люди в машинах. Например, это 65% аудитории «Авторадио» и 53% аудитории радио «Энерджи». Между тем многие автомобилисты переходят с радио на телевидение. В последние годы появилась тенденция оснащать автомобили телевизорами и DVD-плеерами. Так что те, кто проводит в пробке больше часа в день, могут успеть посмотреть за это время кино. Можно и вовсе превратить свой автомобиль в офис на колесах, установив в нем принтер, факс, сейф, кинотеатр, бар, холодильник и массажное кресло. Павел Павлов, директор компании, которая занимается переоборудованием внедорожников и микроавтобусов в кабинеты, рассказал, что спрос на такие услуги с каждым годом растет. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |