03.11.2011 МЭР и бизнес составят рейтинг лучших закупочных практик госкомпаний Минэкономразвития РФ и «Деловая Россия» сформируют рейтинг лучших закупочных практик среди госкомпаний. Такое решение было принято по итогам конференции «Новый закон о закупках госкомпаний: развитие конкуренции в России». Выступая на конференции, президент «Деловой России» Александр Галушка подчеркнул, что рынок госзакупок, составляющий в сумме (закупки государства плюс закупки госкорпораций) 13 трлн рублей, – это колоссальный ресурс экономического развития, и от того, насколько эффективно и рационально будет организованна деятельность по размещению государственного заказа, по проведению закупок государственных компаний, во многом зависит и дальнейшее развитие бизнеса в России. «Для нас отрадны и приятны те тенденции, которые мы наблюдаем в этой сфере, в частности переход к Федеральной контрактной системе», - цитирует слова А.Галушки пресс-служба «Деловой России». «Мы рассматриваем эти вопросы в комплексе, увязывая их между собой, так как те компании, которые представляет «Деловая Россия», являются поставщиками как для нужд государства, так и для нужд госкомпаний», - подчеркнул он. Говоря о новом законе «О закупках государственных компаний», А.Галушка заявил: «Мы понимаем, что этот закон достаточно рамочный, ведь доминанта, характеризующая отношения этих компаний с поставщиками, все же относится к сфере гражданско-правовой, и многое в его (закона) применении будет зависеть от деятельности самих государственных компаний». В этой связи президент «Деловой России» предложил Минэкономразвития проводить совместный регулярный мониторинг деятельности госкомпаний в сфере закупок и по его итогам формировать рейтинг компаний, которые формируют лучшие практики. «При этом, в случае универсальности таких практик, можно рассмотреть возможность их имплементации в действующее законодательство. Но, даже если они не универсальны, то сам факт их наличия и высокой публичной оценки будет способствовать их распространению и дальнейшему внедрению», - подчеркнул А.Галушка. Председатель совета директоров госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко отметил: «при преобразовании из министерства в госкорпорацию мы поняли, что не все закрывается 94 законом, а ряд областей совершенно непрозрачны». В результате реформ, по его словам, в корпорации были внедрены большинство норм, которые сейчас планируется ввести с помощью 223 ФЗ: введен и опубликован на сайте единый отраслевой стандарт, публикуются годовые программы закупок, создана единая система электронного документооборота и арбитражная комиссия. В результате уже 100% предприятий «Росатома» присоединились к единому стандарту закупок, благодаря чему удалось сэкономить в 2010 19,7 млрд рублей, а за 9 месяцев 2011 г. - 17 млрд рублей. «Мы столкнулись с тем, что когда производитель один, сбить цену практически нереально. К примеру, когда у нас был один поставщик ловушек распада активной зоны, такая ловушка стоила 520 млн рублей, когда стало 2 поставщика – опустилась до 292 млн, стало семь - упала в три раза, до 194 млн», - поделился господин Кириенко. Глава Росатома приветствовал то, что 223 закон отказывается от централизованного стандарта для всех, так как в каждой отрасли есть своя специфика, и от цены как единственного критерия победы на аукционах. «Ведь кроме цены есть параметры безопасности, качества и сроков. Есть пример, когда при покупке насоса за 100 тысяч долларов, мы его купили за 50 на аукционе, но поставка была сорвана на три месяца, что обернулось штрафами на 90 млн долларов», - привел пример господин Кириенко. При этом он призвал Минэкономразвития внимательней отнестись к понятию коммерческой тайны, так как если не учитывать этот фактор, то любое ноу-хау госкомпаний будет известно, поскольку стандарты обязывают раскрывать техническое задание при заказе приборов заводу. Руководитель дирекции по организации закупочной деятельности «РОСНАНО» Алексей Романов рассказал, что в его корпорации основная доля закупок приходится на закупки интеллектуальных услуг. «Многие вопросы, которые нам нужно решать, могут быть решены только в рамках демократичного документа, где объединены интересы бизнеса и контроль государства за системой закупок. Несоизмерима цена экспертизы в сто тысяч рублей и некачественной экспертизы, за ошибки последуют ошибочные инвестиционные решения на миллиарды», - подчеркнул господин Романов. «РОСНАНО» создало индекс системы закупок, состоящий из трех базовых систем – нормативного, информационного и организационно-управленческого обеспечений. После внедрения новых стандартов и методологии закупочной деятельности, по словам господина Романова, в корпорации наметилась устойчивая к увеличению доли открытых конкурентных процедур, тенденция к увеличению числа поставщиков, и снижение средней цены закупок. Член Генерального совета «Деловой России», гендиректор компании «Фабрикант.ру» Сергей Габестро сформулировал ряд конкретных предложений по совершенствованию 223 закона. «У нас примерно 450 тысяч компаний попадающих под действие 223 закона. И все они будут вынуждены размещать свои объявления о закупках на едином сайте госзакупок – zakupki.gov.ru, который уже не выдерживает нагрузок, легших на него после принятия 94 ФЗ, - отметил он. - Может статься, что придется вводить новую профессию – специалист по работе с сайтом zakupki.gov.ru». В качестве альтернативы он предложил публиковать на этом сайте только ссылки на процедуры торгов на сайтах компаний. Также отдельные проблемы с зоной перечня товаров: лучше было определять не перечень товаров, которые компании обязаны закупать путем электронных аукционов, а процент от закупок, который компании будут покупать путем электронных торгов, а их точный список компании будут составлять сами. «Это более диспозитивная норма, и она, несомненно, даст результат», - считает господин Габестро. Он также считает не лучшим выходом ведение единого реестра недобросовестных поставщиков, так как одно предприятие может по-разному работать в разных отраслях, лучше дать самим компаниям вести такие списки. Заместитель председателя Ассоциации юристов России Игорь Редькин отметил, что 223 ФЗ более позитивный, чем 94 ФЗ, так как не сковывает свободу предпринимательства и не предполагает универсального регламента закупок. «Всегда следует помнить, что потребность во внешнем регулировании прямо пропорциональна уровню конкуренции, - заявил он. – У нас до недавнего времени были две противоположенных, но одинаково негативных тенденции: либо государство дерегулирвоало рынок, что вело к его монополизации, либо вводило императивное регулирование, задавливая конкуренцию. Так, до введения 94 ФЗ 80% сделок признавались состоявшимися, а после его введения - 80% признаются несостоявшимися». По мнению Игоря Редькина, основным недостатком 94 ФЗ является то, что чиновник отвечает исключительно за соблюдение процедуры, а за конечный результат закупки - нет. «Нужны гибкие решения. У нас есть опыт 94 ФЗ, давайте не будем наступать на грабли, а сделаем 223 З сферой творчества, экспериментов и инновационных решений для бизнеса», - призвал он. ИА "Альянс Медиа" |