22.06.2009 Северная Осетия: готовится к выпуску справочник услуг для предпринимателей Совместными усилиями органов власти, торгово-промышленной палаты Северной Осетии и бизнес-сообщества готовится выпуск специализированного справочника, в котором будут приведены все регламенты государственных услуг для предпринимателей, информация правового и методического характера. Предполагаемый тираж составит 10 тысяч экземпляров, издание выйдет в свет в конце 2009 года и его электронная версия разместится в Интернете. Согласно действующим нормативным актам, в общей сложности органы власти предоставляют бизнесу 19 услуг, из которых 11 предоставляются муниципалитетами и республиканскими властями, а остальные находятся в компетенции территориальных подразделений федеральных структур. По словам руководителя торгово-промышленной палаты Северной Осетии Казбека Туганова, в 2007 году проводились социологические исследования, которые позволили объективно определить барьеры, сдерживающие развитие бизнеса. "Особенно это касается финансовых услуг предпринимателям. 48% от числа опрошенных отметили наличие больших проблем при получении земельных участков для строительства. Значительные затруднения вызывает получение разрешений на строительство и арендные отношения - на эти проблему указали 47% и 49% респондентов соответственно. 37% участников опроса выделили коррупцию в качестве непреодолимого препятствия на пути развития бизнеса", - привел Туганов краткие выдержки из исследования. В опросе принимали участие 500 человек, представляющих интересы малого, среднего и крупного бизнеса, и 150 индивидуальных предпринимателей. Как пояснил руководитель торгово-промышленной палаты, локальные опросы, проведенные и в конце прошлого года, свидетельствуют о том, что примерно 64% респондентов не представляют себе порядка предоставления услуг, как на республиканском, так и на муниципальном уровне, а также на уровне федеральных органов власти, которые осуществляют свою деятельность на территории республики. "Такая ситуация приводит к непрозрачности государственных услуг, - констатировал Туганов. - Неурегулированность взаимоотношений приводит к коррупциогенности тех или иных услуг, которые государство предоставляет для населения и бизнеса". По убеждению Туганова, появление такого издания, в котором будут четко расписаны все регламенты, обозначено время рассмотрения и прохождения документов, необходимых как для открытия бизнеса, так и текущей работы, позволит повысить прозрачность и доступность услуг для предпринимателей. "С одной стороны, у каждого предпринимателя появится возможность стать общественным контролем, который может сравнить заявленные формы оказания услуг с реальными. С другой стороны, для чиновников, которые будут оказывать эти услуги, существенно снизится почва для коррупционных проявлений, потому что предприниматель уже будет знать, кто и за какой документ отвечает, и в какой срок должен его оформить". Предприниматель Александр Кубатиев, специализирующийся на поставках контрольно-измерительного оборудования, высказал предположение, что такой справочник будет больше востребован теми, "кто только встал на ноги и имеет небольшой опыт работы". "Для тех, кто работает в бизнесе длительное время, интерес представляет лишь то, что касается налогов. Опытные предприниматели прекрасно знают, как сложились отношения между властью и бизнесом, и не секрет, что зачастую бизнесу приходится подстраиваться под меняющиеся правила игры", - сказал Кубатиев. Как добавил собеседник, раньше, а это лет десять-пятнадцать лет назад, "правила менялись чаще, теперь реже, но предприниматель всегда в напряжении". Между муниципалитетом и предпринимательским сообществом налажены достаточно прочные контакты, комментирует ситуацию глава администрации г.Моздок Георгий Адамов, и все возникающие вопросы решаются к взаимному удовлетворению сторон. "Безусловно, такой справочник нужен и есть большая необходимость размещать в нем регламенты территориальных подразделений федеральных структур, к примеру регистрационной платы, Роснедвижимости и других - с этим часто сталкиваются люди, занятые предпринимательством. Помимо издания, в котором будет приведен реестр услуг и будет детально расписана методика действий, нужно полное содействие бизнесу, и на районном уровне следует развивать бизнес-инкубаторы", - считает Адамов. Предприниматель, действующий в сфере приобретения и обработки металлов, Артур Тайсаев в качестве двух важных причин, сдерживающих развитие бизнеса, назвал доступ к кредитным ресурсам и отношения с чиновниками. "Если есть идея, то фактически невозможно взять кредит - слишком много условий выдвигает банк, проценты зачастую неподъемные. Взаимоотношения банка с предпринимателем должны быть такими, чтобы клиент был заинтересован брать кредит, вовремя платить проценты", - привел аргумент опрошенный. Идею специализированного справочника поддержал бизнесмен Гиви Бекоев, но в вопросе предоставления услуг от федеральных органов власти он предпочел конкретные формулировки: "Для предпринимателя, который занят на рынке продаж мобильных телефонов, важен федеральный закон о связи, и документы Ростехнадзора, а для строительного бизнеса четкие рамки определены Градостроительным кодексом. У каждого направления своя специфика, и это нужно будет учитывать при составлении специализированного справочника". Бекоев также отметил, что при сохраняющихся темпах компьютеризации, те органы власти, которые предоставляют услуги населению и бизнесу, должны тратить значительные усилия на размещения ведомственных документов на интернет-страницах. "Часто работаю в сети и вижу, что на федеральном уровне, к примеру, сайт налоговой службы постоянно обновляется, чего не скажешь о сайте региональной налоговой службы. В итоге для небольшой консультации по какому-либо вопросу предпринимателю нужно выстаивать в очереди, хотя посредством интернета можно было бы оперативно информировать людей, сберечь их время", - убежден предприниматель. В Северной Осетии для предпринимательских структур, которые арендуют имущество, находящееся в государственной собственности, предоставлена отсрочка арендных платежей сроком до трех месяцев. Для предприятий малого и среднего бизнеса, использующих земельные участки, органы власти республики предусмотрели отсрочку выплаты аренды на один год. В прошлом году в Северной Осетии для функционирования предпринимательских структур предоставлено 14 тысяч квадратных метров помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности. В республике насчитывается 1686 малых предприятий и 18 500 индивидуальных предпринимателей. Из 1686 малых предприятий в сфере оптово-розничной торговли функционируют 600 организаций, 300 в обрабатывающей промышленности, 191 в строительном бизнесе, 10% от общего числа малых предприятий работают в сельскохозяйственном производстве, в сфере транспорта и связи - 3,5%, и менее одного процента заняты в сфере добычи ископаемых. В 2008 году налоговые отчисления от предпринимательской деятельности составили 1,25 млрд рублей, что на 12% выше уровня 2007 года. Напомним также, что во Владикавказе строится здание бизнес-инкубатора общей площадью офисных помещений 3 500 квадратных метров - работы планируется завершить осенью текущего года. Там предприниматели получат всю необходимую помощь для ведения своего дела - будет оказываться широкий спектр информационно-консультационных услуг, юридическое и бухгалтерское сопровождение бизнеса. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Кавказский узел" |