20.04.2010 Нижегородская область: в ТПП обсудили развитие рынка рекламы В Торгово-промышленной палате Нижегородской области состоялся круглый стол «Развитие рынка рекламы в правовом поле Российской Федерации: стратегия, практика, проблемы». Организаторами мероприятия выступили Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области, региональное правительство, ТПП НО и общественный Комитет по рекламе при gалате. В рамках мероприятия обсуждались вопросы развития рекламного законодательства, проблемы правоприменительной практики, состояние и перспективы региональных теле- и радиокомпаний, рынка печатных СМИ и наружной рекламы. Модератором круглого стола выступил генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов. Специальным гостем встречи стал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров. Он отметил, что сегодня среди различных отраслей экономики лидерами по количеству правонарушений в части рекламирования являются фармацевтика и финансовые услуги. Заместитель руководителя ФАС РФ особо выделил нарушения в рекламе БАДов. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба поддержала проект, разработанный Госдумой России, по ужесточению наказаний за нарушения законодательства в данной сфере. Заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина добавила, что несмотря на то, что в законе имеются понятные нормы о том, что БАДы не должны представляться как имеющие лечебный эффект и оказывающие положительное влияние на лечение, ход болезни, «такие очевидные формулировки закона то ли нарушаются, то ли не понимаются». «Подобных дел действительно много. Фактически, каждая реклама БАДов подпадает под статью», - подчеркнула она. В законопроекте, разработанном Госдумой, существенно ограничены места размещения рекламы БАДов – только на участках, специализированных для фармацевтических и медицинских работников. «На данный момент мы поддерживаем эту идею, хотя и с некоторыми оговорками, поскольку если не получается ограничить рекламу по содержанию, нужно ограничить сферу ее распространения», - подытожила г-жа Никитина. В своем докладе заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России подробно представила как уже принятые, так и планируемые изменения в законодательстве по регулированию рынка рекламы. В сентябре 2009 года изменения приняты в статью 19 ФЗ «О рекламе», которые касаются размещения рекламных конструкций на многоквартирных домах, находящихся в собственности нескольких владельцев - сейчас это возможно только при получении согласия общего собрания жильцов (более двух третьих голосов). В прошедшем году были внесены изменения в статью14 закона. Появилось понятие преимущественного положения в сфере телевизионной рекламы, введен термин «федеральный канал». Однако, как отметила Татьяна Никитина, пока о применении данной нормы говорить рано. «Но тенденция к выделению сегментов и отраслей, в которые государство будет активно вмешиваться, существует», - сказала она. В настоящее время ФАС России составляет список федеральных каналов, чтобы в дальнейшем контролировать их работу. С введением новой редакции Кодекса административных правонарушений ужесточена ответственность за нарушения в сфере рекламы. Если раньше для юридических лиц штраф был равен 40 тыс. рублей, то с 31 марта 2010 года минимальная сумма штрафа составляет 100 тыс. рублей. При этом за нарушения порядка размещения рекламы на телевидении предусмотрены повышенные штрафы: минимальный порог для юридических лиц – 200 тыс. рублей. Из планируемых изменений ФАС РФ подготавливает и согласовывает с заинтересованными ведомствами возможность запрета в рекламе терминов в превосходной степени. В рекламе финансовых услуг ФАС России предлагает указывать все условия, которые определяют цену услуги, одинаковым шрифтом. «0% по кредитам», - говорится в рекламном сообщении, а потом огромное количество информации публикуется мелким шрифтом – именно то, что должен знать потребитель. «Мы считаем, что реклама либо должна быть имиджевой, либо указывать все условия - проценты, сроки и т.д.», - заявила в ходе круглого стола заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России. Татьяна Никитина сообщила, что в конце 2008 года депутатами Госдумы России подготовлен проект о запрете размещения рекламы алкоголя и табака на объектах транспортной инфраструктуры – в метрополитенах, вокзалах, аэропортах и т.д. Федеральная антимонопольная служба поддерживает данный законопроект, и, скорее всего, он будет принят в ближайшее время. Заместитель руководителя УФАС РФ по Нижегородской области Сергей Смирнов подчеркнул, что произошедшее снижение рекламных бюджетов привело к тому, что конкурентная борьба между участниками рынка стала более жесткой. В итоге в 2009 году в Нижегородской области выявлено в 5 раз больше правонарушений в сфере рекламы по сравнению с 2008 годом. В прошедшем году Нижегородским УФАС рассмотрено 412 фактов, которые указывали на признаки нарушений законодательства о рекламе. В 83 случаях принято решение о наличии правонарушений. Всего было выдано 167 предписаний и вынесено 69 постановлений о назначении административного наказания в размере более миллиона рублей. Дмитрий Краснов отметил, что отсутствие технических регламентов – это общая проблема для многих сегментов рынка – они до сих пор не приняты ни в строительной отрасли, ни в рекламной индустрии и др. По его словам, здесь сталкиваются многочисленные интересы, и процесс затягивается на десятилетия. «Этот вопрос для нижегородского делового сообщества очень актуален», - заключил г-н Краснов. Генеральный директор телекомпании «Волга» Сергей Лаптев считает, что если все существенные условия получения кредитов в телевизионном рекламном сообщении прописывать крупным шрифтом, это будет «уродовать телерекламу». «Есть пожелание Президента РФ более активно пользоваться электронными ресурсами. Поэтому, на мой взгляд, в рекламе кредитных услуг следует обозначать часть существенной информации об условиях получения финансовых услуг и давать обязательную ссылку на то, что более полную информацию можно получить на сайте кредитного учреждения», - сказал генеральный директор телекомпании «Волга». «В таком случае необходимо указывать в рекламе не только процент кредита, но и хотя бы полную стоимость получения кредитных услуг. Точность здесь никогда не будет лишней», - подытожил заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Кашеваров. Директор филиала ВГТРК ГТРК «Нижний Новгород» Назарий Зеленый затронул проблему размещения социальной рекламы. В соответствии со статьей 10 закона о рекламе СМИ при размещении такой информации обязано заключать договор. Таким образом, если реклама размещается на бесплатной основе и договор безвозмездный, то средство массовой информации обязано платить НДС от средней рыночной стоимости в зависимости от объема размещенной социальной рекламы. В связи с этим Андрей Кашеваров сообщил, что 2 недели назад в соответствии с прямым поручением Президента России ФАС РФ направила предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, призванные устранить этот нонсенс. Однако, по его словам, это не решит всех проблем. Г-н Кашеваров считает, что государство не должно вести себя как иждивенец при размещении социальной рекламы. «Более того, я глубоко убежден, что госзаказ – это необходимая форма поддержки государством медиабизнеса», - сказал он. В настоящее время обсуждается проект о социальной рекламе, где планируется устранить многие из этих погрешностей, однако ФАС России в эту дискуссию не включена. Начальник службы маркетинга и рекламы НОАО «Печать» Ильяс Хузин рассказал о состоянии и проблемах развития рынка печатных СМИ в регионе. Он сообщил, что по объемам в 2009 году рынок рекламы в прессе упал на 38%, а в денежном выражении на 62%. Ильяс Хузин отметил как падение тиражей продаваемых изданий на 22%, так и собственно уменьшение количества печатных СМИ. По словам г-на Хузина, из 7 бизнес-журналов, которые выходили до кризиса, сейчас действуют только 2; из 6 местных изданий, которые специализировались на объявлениях по вакансиям, в настоящее время работают 2. В заключение круглого стола заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров напомнил о высокой ответственности СМИ при публикации той или иной рекламы. «В наш адрес приходит масса корреспонденции от обманутых людей, и не в силу того, что они не хотят что-то понимать. Они верят СМИ. И когда СМИ, зная о таком своем статусе, размещают ненадлежащую рекламу, только они понимают, как распределяется ответственность рекламодателя и рекламораспространителя. В результате создаются перекосы в общественном сознании», - сказал Андрей Кашеваров. В связи с этим он подчеркнул, что создание оптимальной модели государственно-правового регулирования рекламного рынка - одна из самых актуальных проблем правотворческой деятельности. ИА "Альянс Медиа" |