25.08.2007  Каждый россиянин может попасть в «черные списки» компаний

   Подавляющее большинство туристических фирм России, 88%, высказались за создание «черных списков» неблагонадежных клиентов. Таким желанием горят не только турфирмы. Практически все российские компании, имеющие дело с физическими лицами, стали в последнее время заводить подобные реестры.
   Своя тайная база данных есть у банков, сотовых операторов, ночных клубов, казино, баров и модных бутиков. Каждый из нас может попасть в «черный список» за малейшую оплошность, а то и вовсе случайно. Как утверждают адвокаты и правозащитники, создание подобных перечней незаконно, но обелить свое имя чрезвычайно трудно.
   Как рассказала руководитель службы кредитного контроля компании «Вымпелком» Анна Малая, между крупнейшими поставщиками связи «Билайном», «Мегафоном» и «МТС» еще с мая 2005 года существует система по обмену информацией о недобросовестных клиентах и мошенниках. Она даже получила условное название D-Telecom.
   «Зачастую пользователи сотовой связи прекращают сотрудничество с операторами, не погасив задолженность за уже оказанные услуги, – рассказала Анна Малая. – Кроме того, многие из них мигрируют из компании в компанию, нанося убытки сотовым операторам». По ее словам, размер задолженности не имеет значения, важен срок неплатежа. «Сначала для подобных клиентов мы снижаем кредитный лимит на постоплатной системе расчетов, а затем начинаем отказывать в подключении на тариф с постополатной системой расчетов без гарантийных взносов, – продолжает Анна Малая. – Если клиент не заплатил, то ему приходит оповещение, затем предупредительные письма и, наконец, оповещение о том, что его могут привлечь к суду. Такой «злостный» неплательщик считается «безнадежным» и будет отправляться в общую базу данных». Анна Малая добавила, что сейчас в их общей базе около одного миллиона неблагонадежных клиентов.
   Крупный список должников есть в российских банках. Как рассказал вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов в распоряжении банков находится около 20 миллионов кредитных историй, но сколько именно человек в «черном списке» – неизвестно. «Получается что у нас практически каждый седьмой россиянин – кредитор, – пояснил Олег Иванов. – Естественно, к большинству людей нареканий нет. А тем, кто не заплатил вовремя, больше ни один из крупных банков никогда не даст денег». Впрочем, по официальным данным, кредиты не отдают 2,5% клиентов, то есть в «черном реестре» может быть более 500 тыс. человек.
   Туристические фирмы уже давно имеют реестр неблагонадежных туристов. В Интернете есть специальный сайт, вход на который разрешен только реально действующим турфирмам. Именно там и находится полный список всех подозрительных отдыхающих. В этот список входят две категории туристов: профессиональные мошенники, цель которых не отдых, а развод фирмы на денежные выплаты, и туристы, которые грубо нарушают взятые на себя договорные обязательства и принятые в обществе нормы морали и поведения.
   А в игорном бизнесе подобные списки существуют с первых лет появления в России казино. «База данных составляется на мошенников и профессиональных игроков, – рассказал председатель комитета по предпринимательству в сфере игр и лотерей Торгово-промышленной палаты России Игорь Динес. – Этот перечень лиц есть в большинстве российских казино. По моему мнению, любая более или менее серьезная фирма просто вынуждена составлять свой «черный список» клиентов».
   Есть свои реестры и в небольших фирмочках, магазинах, барах, ресторанах и ночных клубах.
   По мнению экспертов, в «черные списки» компаний попадают не только нарушители. «Поскольку нет контроля над тем, как составляются перечни, то их авторы могут по ошибке или из мести записать туда невиновного», – объясняет президент Института верховенства права, адвокат Станислав Маркелов.
   Могут ошибиться и те, кто пользуется полученным списком. Обычно это служба безопасности. «Меня буквально вышвырнули из бутика на Тверской улице, – рассказал москвич Игорь Воронков. – Охранники взглянули на какой-то список с фотографиями, и повели меня к выходу. Оказалось, что в этом списке были люди, которые когда-то пытались украсть у них вещи. Кто-то из этих людей оказался на меня похож. Мне было ужасно стыдно перед моей женой. Да и оправдаться невозможно».
   Сами охранники элитных магазинов в центре столицы подтвердили, что они смотрят в первую очередь на фотографии, а уж потом на документы. «Нам сказано не пускать определенных списком лиц, вот мы и делаем это, – сообщил охранник одного из центральных бутиков на Тверской. – Да и чего возиться с документами, когда на фотографии все видно».
   С подобными проблемами частенько сталкиваются посетители ночных клубов. По словам бывшего PR-менеджера одного из элитных московских ночных клубов Карины Раевской, охранники, стоящие на фейс-контроле, смотрят только на фамилии, внесенные в их «черный список».
   «Изначально предполагалось, что в подобные реестры должны попадать люди, устроившие драку, – рассказала г-жа Раевская. – Но на улице остаются и однофамильцы драчунов, и люди просто с похожими фамилиями. Охрана не будет разбираться, вы это или не вы». По ее словам, что-либо доказывать бесполезно. «Это вызовет подозрение, и вас могут сдать в милицию, – продолжает рассказывать Раевская. – Так что лучше смириться».
   Ошибиться могут и в казино. По словам Игоря Динеса все данные о мошенниках заносятся в компьютер, который может дать сбой.
   А представители сотовых компаний и банков, занося человека в «черный список», не смотрят на оправдания. Даже если у человека воры похитили телефон и проговорили на круглую сумму, виновным сотовики считают хозяина сим-карты.
   Обелить свое имя не поможет и заявление в милицию. «Даже если должник погасит свою задолженность, прошлая информация не стирается, – рассказывает представитель «Вымпелком» Анна Малая. – Фактически формируется история неплатежей».
   В банках признают, что они заносят людей в «черный список», даже если те по серьезной причине пропустили время платежа, например, сильно болели.
   Адвокаты уверены: создание «черных списков» – незаконно. Как рассказал Станислав Маркелов, подобными действиями фирмы нарушают конституционные права граждан. Его мнение поддерживает и председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его словам, наиболее легально собирают информацию и составляют списки лишь банки. «А вот доморощенные инициативы многих фирм – не что иное, как пиар, – рассказал Дмитрий Янин. – К тому же эффективность подобных мероприятий в этих фирмах достаточно сомнительная. Вот на них можно подавать иск в суд».
   «Скорее всего, ваш иск не будет удовлетворен, – продолжает рассказывать Дмитрий Янин. – К тому же запись в «черном списке» удалить или изменить практически невозможно. Даже если случиться чудо, и вы выиграете дело в суде, ваша кредитная история будет испорчена навсегда».
   Так как, к сожалению, фирмам не запретишь составлять «черные реестры», выход нужно искать в другом. По мнению правозащитников, единственный способ хоть как-то нормализовать взаимоотношения между гражданами и конторами – это узаконивание реестров должников и драчунов. Вопрос надо решать на законодательном уровне.
   А пока у рядовых россиян есть своя возможность отомстить фирмам и компаниям, составляя реестры недобросовестных заведений. В Интернете существует множество сайтов, на которых люди предупреждают друг друга. Так, например, на портале, посвященном аренде квартир, обсуждаются недобросовестные хозяева квартир и риелторы.
   Подобным образом на медицинских сайтах составляют свои списки и обманутые либо плохо обслуженные клиенты частных больниц. Список обновляется практически ежедневно.
   Есть даже сайт для покупателей магазинов, на котором покупатели рассказывают о местах, где их обхамили, обвесили или продали некачественный товар. «Можно написать жалобы в жалобную книгу, в общество защиты прав потребителей, в вышестоящую организацию, но тогда нет гарантий, что нечистоплотный магазин не нагреется на других покупателях, – пишут создатели сайта. – Но отрицательные отзывы в Интернете бьют больнее, чем книга жалоб и предложений и возможный штраф, они уменьшают число посетителей».
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия"