24.10.2011 Россия и ЕС разрешили все вопросы по присоединению к ВТО «Мы договорились по всем остававшимся вопросам, открывая путь к вступлению России в ВТО до конца года», – заявил комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт в официальном сообщении Еврокомиссии. В частности, достигнуты договоренности по режиму промсборки в РФ, по изменению системы взимания сборов за транссибирские перелеты европейских авиакомпаний, по режиму экспорта древесины из РФ и по другим вопросам. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов также подтвердили, что все вопросы по присоединению России к ВТО, связанные с нормами и правилами ВТО, урегулированы. Заявление ЕС «представляет ключевой шаг в процессе вступления России». Заключительное формальное заседание рабочей группы по вступлению РФ в ВТО запланировано на 10 ноября. Все переговоры должны завершиться к заседанию Генерального совета организации, которое состоится 15–17 декабря, на котором и может быть принято решение об одобрении присоединения РФ к ВТО. Тем не менее отдельным вопросом стоят переговоры с Грузией – единственной из членов ВТО, кто против вступления России в эту организацию. Накануне прошел очередной раунд переговоров России и Грузии при посредничестве Швейцарии, который снова закончился ничем. Правда, на следующей неделе переговоры с Грузией должны продолжиться. Комиссар ЕС по торговле призвал Россию и Грузию найти компромисс в переговорном процессе и заявил, что Евросоюз готов всячески этому способствовать, чтобы закрыть этот вопрос в ближайшее время. Грузия выдвигает условия в обмен на поддержание вступления России в ВТО. Одно из основных требований грузинских властей состоит в том, чтобы Россия легализовала два нелегальных, по их мнению, пограничных КПП в конфликтных зонах Грузии – в Абхазии и в Цхинвальском регионе. Тем временем Сергей Лавров заявил, что позиция Грузии не является препятствием для вступления РФ в ВТО. «Есть способы, которые предусмотрены уставными документами ВТО, чтобы наши обязательства по отношению ко всем членам ВТО на Грузию не распространялись», – отметил министр. Чижов также считает, что ситуация с Грузией не безвыходная. Он поясняет, что «в ВТО, в принципе, допускается решение о принятии той или иной страны не консенсусом, а голосованием». «Что это будет означать на практике? То, что в отношениях между Россией и Грузией нормы ВТО не будут действовать. Но, конечно, это тот прецедент, которого никто не хочет, в том числе и российская сторона. Поэтому переговоры будут продолжаться до последнего», – объяснил российский постпред. До последнего времени оставалось еще несколько нерешенных вопросов с ЕС, в частности, долгоиграющая тема с отменой роялти на авиаперелеты через Сибирь, которые еще с советских времен платят европейские авиакомпании «Аэрофлоту» за право пролета по территории России. Вопросы у ЕС также вызвали нововведения РФ в области промсборки автомобилей и автокомпонентов, а также увеличение экспортных пошлин на древесину. Все эти спорные моменты удалось решить в пятницу, уверяют в Еврокомиссии. ЕС получил гарантии от России, что соглашение об изменении системы взимания роялти за транссибирские перелеты, которое сейчас дорого обходится европейским авиакомпаниям, вступит в силу в ближайшие недели, говорится в заявлении комиссара ЕС по торговле Карела де Гюхта. Однако источник в Минтрансе опроверг заявление Еврокомиссии. «Консенсус по вступлению в силу соглашения об изменении системы взимания роялти за транссибирские перелеты пока не достигнут», – говорят в пресс-службе Минтранса. Постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов объяснил, что Россия и ЕС договорились привязать отмену транссибирских рояли к ВТО таким образом: как только Россия вступит в организацию, сразу появится новый режим транссибирского маршрута. «Никакого отношения к ВТО данная проблематика не имеет. Сделанная увязка была чисто политической. Сначала на ней настаивал Евросоюз. А сегодня на этой увязке настаиваем и мы тоже. Пока Россия не вступит в ВТО, не будет нового режима транссибирского маршрута», – подчеркнул глава российской миссии при ЕС. По его словам, партнеры России это прекрасно понимают и не возражают против такой последовательности. Ежегодно компенсационные выплаты в адрес России осуществляют порядка 20 иностранных авиакомпаний. Суть этих выплат – в возмещении упущенной РФ коммерческой выгоды вследствие беспосадочных полетов из Европы в страны Юго-Восточной Азии через территорию России. Получателем средств является правопреемник советского «Аэрофлота» – акционерное общество «Аэрофлот – российские авиалинии». Компания не раскрывает размер роялти. Еврокомиссия указывала, что в 2008 году европейские перевозчики заплатили 420 млн долларов в виде роялти «Аэрофлоту». В свою очередь глава «Аэрофлота» Виталий Савельев весной 2009 года признался, что «Аэрофлот» без этих пролетных денег является убыточным перевозчиком. Тогда же Савельев пообещал, что начнет серьезно сокращать расходы, чтобы сделать «Аэрофлот» прибыльным без учета роялти. На данный момент нет ясности о том, насколько серьезно деятельность «Аэрофлота» зависит от иностранных денег за транссибирские перелеты. Вопрос о промсборке в этом году стал основным камнем преткновения в переговорном процессе России с ЕС. Дело в том, что в этом году РФ ввела новые правила игры на рынке – новые условия «промышленной сборки» автомобилей. Согласно этим правилам, автопроизводитель или группа автопроизводителей получает право ввозить автокомпоненты в Россию по льготным или нулевым таможенным ставкам. В обмен на это компания обязуется выпускать в России не менее 300 тыс. автомобилей в год не позднее чем через 4 года с даты вступления соглашения в силу. Модернизация существующих мощностей до 350 тыс. единиц в год может быть проведена за три года. Кроме того, автопроизводитель обязуется достичь высокого уровня локализации производства: на шестой год он должен составить 55–60%. ЕС потребовал создать механизм компенсаций на случай падения европейского экспорта автомобильных компонентов из-за введения Россией новых правил промсборки. В пятницу стороны согласовали такой механизм, разрешив спорный вопрос. «Это минимизирует негативное влияние (нового режима промсборки в РФ на рабочие места в ЕС», – говорится в заявлении Еврокомиссии. Правда, детали договоренностей о компенсациях в сообщении не раскрываются. Еврокомиссия лишь отмечает, что они представляют собой «баланс между опасениями европейских производителей, которые уже инвестировали в РФ, производителей автомобилей и компонентов, экспортирующих продукцию в Россию, и желанием России модернизировать свою экономику». Спорным вопросом стали также экспортные пошлины на древесину. Дело в том, что в 2004 году Россия и ЕС договорились о постепенном снижении этих пошлин до нуля в рамках ВТО. Однако Россия в 2007 году начала политику развития собственного лесоперерабатывающего сектора, и чтобы помочь ему, резко повысила пошлины на экспорт необработанного леса. С 2007 года РФ начала поэтапно увеличивать пошлины на круглый лес. С июля 2007 года они выросли с 6 до 10 евро за кубометр, с апреля 2008 года – до 15 евро. В 2009 году планировалось повышение до заградительного уровня – до 50 евро за кубометр, однако это было отложено до 2011 года. В этом году в июле таможенные пошлины были увеличены до 100 евро за кубометр, но только на частично обработанные твердолиственные породы древесины. На основные же типы круглого леса экспортные пошлины были сохранены на уровне 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр. Во многом этого удалось добиться ЕС после переговоров с Россией в декабре 2010 года. Каким образом вопрос экспортных пошлин урегулирован в эту пятницу, в Еврокомиссии не сообщают. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд" |