24.10.2011 Минздрав обнародует концепцию модернизации пенсионной системы к концу года Концепцию по модернизации пенсионной системы РФ общественность сможет увидеть уже в конце этого года. Одним из возможных нововведений может стать прямой взнос на пенсионное страхование, выплачиваемый работником, а не только фондом оплаты труда на предприятии. Эксперты по-разному относятся к такой инициативе Пенсионного фонда России. На этой неделе глава Пенсионного фонда России (ПФР) Антон Дроздов, выступая на заседании правления "ОПОРЫ РОССИИ", отметил, что в рамках очередного витка пенсионной реформы нагрузка по страховым взносам может быть частично перенесена на работников. По мнению ученого секретаря группы №3 ("Реформирование пенсионной системы") по работе над "Стратегией-2020", заведующего лабораторией Института экономической политики имени Гайдара Владимира Назарова, такое предложение направлено на то, чтобы привлечь россиян к активному формированию своих будущих пенсий. "Чисто с технической точки зрения государству удобнее, чтобы взносы осуществлял работодатель, но с точки зрения включения населения в пенсионную систему такой подход очень важен. Смысл в том, что, когда у нас работодатель платит (страховые взносы), то у работника нет никакой личной заинтересованности в том, чтобы эти взносы уплачивались, и нет возможности их контролировать", - сказал Назаров. Он отметил, что в рамках стратегии развития пенсионной системы до 2050 года речь идет о небольших "прямых" взносах - 2-3% от зарплаты. "То есть, 2-3% от своей зарплаты работник сам будет волен направить туда, куда посчитает нужным, например, на формирование накопительной части пенсии. Оставшаяся часть тарифа по-прежнему будет выплачиваться работодателем из фонда оплаты труда", - разъяснил Назаров. Он подчеркнул, что речи о повышении тарифов страховых взносов в ПФР не идет. "С фискальной точки зрения совершенно не важно, кто уплачивает налоги - работник или работодатель. Применение такой схемы существенно ничего не изменит", - уверен эксперт. По его мнению, опасения вызывает тот факт, что на этапе обсуждения такое предложение может встретить сопротивление общественности. "На мой взгляд, людей это будет несколько злить: может возникнуть впечатление, что работников обложили со всех сторон, а работодателям нагрузку снизили. Но ведь и сегодня работодатель платит страховые взносы из зарплаты сотрудников", - сказал он. Несомненный плюс включения работника в уплату страховых взносов Назаров видит в том, что у человека появится возможность осознанно формировать свою будущую пенсию, в частности, ее накопительную часть. "В плане развития накопительной системы данная мера особенно хороша, если нам государство будет такое поведение работников стимулировать. Мы хотим расширять программу софинасирования. Предлагается, что государство в той же пропорции будет софинасировать эти 2-3%", - заявил Назаров. Накопительная часть пенсии формируется в системе обязательного пенсионного страхования за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем. По законодательству застрахованное лицо вправе выбрать и перечислить свои накопления либо в ПФР, либо в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Взносы в размере 6% перечисляются сегодня только за граждан 1967 года рождения и моложе. Также право на накопительную часть пенсии имеют граждане РФ старше 1967 года, которые уплачивали взносы в размере 2% на накопительную часть пенсии с 2002 по 2005 годы. Большинство будущих пенсионеров пассивны в выборе способа управления своими накоплениями и являются так называемыми "молчунами". "На мой взгляд, количество "молчунов" было бы совсем другим, если бы люди сами платили эти деньги ("прямые" взносы) и одновременно бы принимали решения, куда их направить. Тогда бы количество "молчунов" сократилось бы радикально", - считает Назаров. Чтобы получить государственное софинансирование пенсионных накоплений, участник программы должен в течение года перечислить в фонд своей будущей пенсии от 2 тысяч до 12 тысяч рублей. В этом случае государство удвоит эти деньги. Платить можно помесячно или разовым платежом, причем как через бухгалтерию своего предприятия, так и через любой банк. Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель. По мнению председателя Независимой федерации профсоюзов России Михаила Шмакова, в первую очередь в стране необходимо повышать уровень зарплат до среднеевропейского, а уж после этого начинать реформировать пенсионную систему. "Если роста зарплат не произойдет, а будет всего лишь попытка перенести расплату за все финансовые неудачи на работников, то будет как в Греции", - заявил Шмаков. Экономический спад в Греции, начавшийся в 2008 году, привел к падению греческого ВВП примерно на 12%. Страна финансирует свой 350-миллиардный долг за счет кредитов ЕС и МВФ, которые выплачиваются в обмен на жесткие бюджетные сокращения. Так, накануне Парламент Греции проголосовал за новые сокращения зарплат и пенсий в обмен на обещанный транш международных кредитов. По словам Шмакова, вся пенсионная система РФ напрямую зависит от системы заработных плат, поэтому начинать все пенсионные реформы и разговоры о дальнейшем реформировании надо с повышения зарплат. Между тем в Минздраве не спешат называть конкретные параметры модернизации пенсионной системы, а планы по перераспределению страхового взноса между работником и работодателем пока не подтверждают. "Разработка концепции пенсионной реформы еще не завершена, поэтому говорить о каких-то конкретных предложениях еще рано. Ориентировочно в конце декабря мы уже предоставим общественности возможность начать ее (концепции) обсуждение", - сказал представитель Минздравсоцразвития. ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости" |