17.10.2011 Российский транспорт предлагают перевести на газ Специалисты утверждают: возможности использования газа на транспорте недооценены, но в будущем альтернативы ему нет. Таков общий смысл выступлений, прозвучавших на 4-й международной научно-практической конференции «Газ в моторах», прошедшей на прошлой неделе в Москве. На сегодня по российским дорогам ходит порядка 85 тыс. единиц транспортной техники с газовыми двигателями – от малолитражек до большегрузных «КамАЗов» и маневровых локомотивов. Пока не очень много. В 2008 году председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, выступая на общем годовом собрании акционеров, заявил, «никакой альтернативы использованию углеводородов в настоящее время нет и в ближайшие десятилетия не будет. Попытка замещения традиционного моторного топлива биотопливом привела к угрозе глобального продовольственного кризиса, а вот газ как замена бензина и дизеля, особенно с учетом цен на традиционные виды моторных топлив – это реальная альтернатива. Тогда глава «Газпрома» предложил европейским партнерам совместно проработать проект создания масштабной сети автомобильных газонаполнительных станций в Европе с участием «Газпрома». В России подобных ГНС уже более 250 штук, из них подавляющее большинство принадлежит «Газпрому». Они способны обеспечивать топливом более 250 тыс. единиц техники. На четвертой по счету международной конференции «Газ в моторах» обсуждались как практические решения по переводу транспорта на экологически чистое топливо, каким по определению является природный газ, так и в целом проблемы развития отрасли. Начальник исследовательского бюро газового оборудования НПЦ «КАМАЗ» Сергей Луконин продемонстрировал на экране целую гамму автомобилей – автобусы, мусоровозы, контейнеровозы, тягачи, которые выпускают в Набережных Челнах. Таким образом, предприятие выполняет правительственную задачу – перевести муниципальный общественный транспорт и транспорт коммунальных служб на газовые двигатели. Сейчас в Татарстане по решению правительства ведутся ускоренные работы в этом направлении. В частности, в сотрудничестве с «Газпромом» выпущена опытно-промышленная партия автобусов с газовым двигателем. При этом инновационные работы, такие как использование нейтрализатора, позволили резко снизить токсичные выбросы и сертифицировать двигатели на соответствие уровню «евро 4». Сейчас ведется разработка двигателей, удовлетворяющих требованиям «евро 5». По утверждению Луконина, перевод автобусного сообщения на газ позволит сделать транспортные пассажирские перевозки бездотационными – из-за дешевизны топлива. Закончил он свое выступление ремаркой: «Не надо бояться автомобилей на метане – это самый безопасный вид транспорта». Одним из крупнейших энергопотребителей в России являются «Российские железные дороги». Здесь сотрудничество «Газпрома» и РЖД тоже дает позитивные плоды. Это тем более важно, что правительством поставлена задача к 2030 году заместить 30% расходуемого традиционного топлива альтернативным. Для выполнения задачи потребуется как минимум 1,5–2 млн тонн природного газа. «Других видов альтернативного топлива мы не видим» – утверждает Владимир Руденко, главный инженер Всеросссийского научно-исследовательского технологического института подвижного состава (ВНИКТИ). Сегодня силами РЖД и ООО «Газпром ВНИИГАЗ» проектируются и изготовлены как маневровые, так и магистральные газовые локомотивы с двигателями мощностью от нескольких сот до нескольких тысяч кВт. Преимущества использования газа на железной дороге очевидны, считает Руденко: «Расчетная стоимость жизненного цикла локомотива с газотурбинной установкой на 20 процентов ниже в сравнении с дизельными локомотивами. При этом расчетный срок окупаемости от 9 до 13 лет. Расходы на сжиженный газ на 30 процентов ниже, чем на традиционное топливо. Выбросы в атмосферу в пять раз ниже охранных требований Евросоюза. Внешний шум не превышает санитарных норм». До 2030 года на Свердловской железной дороге планируется ввести в эксплуатацию 300 газотурбовозов. На экологически напряженных маршрутах (Москва, Сочи, Санкт-Петербург и др.) будут эксплуатироваться более 400 маневровых локомотивов на газе. Между тем для всех участников форума было очевидно, что одним энтузиазмом и творческим горением не поднять всех проблем. Требуется серьезная государственная поддержка. Об этом, в частности, говорил заместитель генерального директора по науке ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Гурами Одишария. По его мнению, нужна система стимулирующих мер, в том числе в сфере налогообложения, которая в конечном счете сэкономит бюджету миллиарды рублей. Президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству разработать программу государственного стимулирования обновления муниципального автотранспорта за счет транспортных средств на альтернативных топливах. На днях в Госдуму внесен проект Федерального закона «Об использовании газового моторного топлива». Проект закона требует еще серьезной доработки, тем не менее сделана реальная попытка прописать конкретные меры стимулирования перехода на природный газ, в том числе государственный заказ на газобаллонную технику, регулирование доли газа в балансе моторного топлива для государственных и муниципальных нужд, предоставление государственных гарантий, бюджетных кредитов в рамках финансирования государственных (муниципальных) программ, упрощение порядка согласования мест размещения газозаправочных мощностей, введение запрета на строительство и реконструкцию заправочных станций без установки оборудования для заправки автотранспорта газом, создание условий для расширения использования газобаллонных машин в аграрном секторе, полный или частичный запрет жидкого моторного топлива на транспортных средств, работающих в пределах выделенных зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Последний пункт, вероятно, подразумевает газификацию транспортного комплекса города Сочи. В кулуарах форума начальник отдела по использованию газа в качестве моторного топлива ОАО «Газпром» Евгений Пронин приводил пример Бразилии. Там правительство приняло решение, что весь транспорт, работающий на Олимпиаду-2022 и футбольный чемпионат мира-2018, будет переведен на альтернативное топливо. Российские газовики готовы обеспечить подобную услугу и на Олимпийских играх в Сочи. «Но пока нас олимпийские чиновники не слышат», – сетует Пронин. Впрочем, оптимизма участники международного форума не теряют. Тот же Евгений Пронин считает, что ближайшие годы станут прорывными в отрасли: «Все, что было сделано за последнее десятилетие, не оставляет места для сомнений: заложен солидный фундамент для глобального газомоторного бизнеса». ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |