17.10.2011 Е. Баяхчян: закон РФ «Об образовании в РФ» должен иметь внятное целеполагание В СССР была создана уникальная система образования, которая унаследовала самые ценные черты еще дореволюционной школы. Однако современный этап мирового развития требует его модернизации, диктует необходимость совершенствования образовательной системы, выхода ее на новый уровень. Корреспондент ТПП-Информ обратился к председателю подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности Елене Баяхчян с просьбой высказаться по этому вопросу. – Думаю, что закон РФ «Об образовании в РФ» должен представлять юридический документ, имеющий внятное целеполагание, – сказала Елена Баяхчян. – К сожалению, синтез многолетнего опыта отечественного образования и современных педагогических требований по существу отсутствует. Более того, из представленного к обсуждению законопроекта «случайно выпал» сам предмет педагогической науки – собственно воспитание, без актуализации которого любые попытки закамуфлировать невежественный диктат чиновничества под заботу о благополучии учащихся, студентов и педагогов обречены на провал. При этом следует отметить, что благодаря общественному натиску, разработчиками этой, уже третьей версии проекта закона были учтены многие ранее высказанные предложения и замечания, поправлен стиль изложения документа, убраны многие повторы и неточности, дублирующие другие нормы закона. А сам текст документа стал более лаконичным. Однако программы профессионального обучения по-прежнему не отнесены к виду профессионального образования; нечетко прописаны некоторые термины, имеются неточности в изложении правового статуса ряда субъектов образовательной деятельности, не разведены понятия квалификации и уровня образовательного ценза, полученного по окончании образовательного учреждения и т. п. – А так ли целесообразна реформа образования в РФ? – Реформа существующей системы образования назрела и необходима, в этом нет сомнений. Дело дошло до того, что ответственные чиновники правительства, включая министров, делают заявления о необходимости привлечения зарубежных специалистов не только высокой квалификации, но и рабочих специальностей. При этом отечественные специалисты, подготовленные отечественной же системой образования, не могут годами трудоустроиться, несмотря на переквалификацию и переподготовку в отечественной же системе переподготовки. Система высшего образования в Российской Федерации за последние годы претерпела ряд коренных преобразований. Однако механизмы, определяющие функционирование новой системы, за реформами сверху попросту не успевают. В результате работодатель с опаской смотрит на выпускника вуза, имеющего документ о квалификации бакалавра, в том числе по причине сокращения срока освоения выпускником вуза необходимых дисциплин. Особенно это касается инженерного образования. Многие эксперты считают, что реформирование вузов идет по схеме «инновация ради инновации». А каждое изменение является своего рода платформой для следующих псевдопреобразований. Необходимо понимать, что в системе образования невозможно реформирование и модернизация как на рынке или на заводе. Тут суперскорости невозможны по определению в силу отсроченности результатов и долгого срока реализации программ. В школе это 11 лет, в профессиональной школе – от 3 до 7-8 лет. Наряду с этим нельзя механически переносить западные матрицы образования на российскую действительность. Из-за этого происходит сокращение числа сельских школ в условиях российского бездорожья, снятие государственных гарантий социальной защиты незащищенных слоев молодежи, особенно учащихся начального профессионального образования. – Что вы можете сказать о роли русского языка в системе образования? – Особенно важным представляется при формировании и обсуждении законодательных инициатив в сфере образования необходимость осознания федеративного устройства нашего государства и особой роли русского языка. Это системообразующая основа бытия и развития Российской Федерации как государства. К сожалению, в Министерстве образования и науки русский язык рассматривается лишь как один из многих изучаемых учебных предметов. А это совершенно губительная позиция. Русский язык как государственный не может и не должен рассматриваться только в роли посредника, служащего для межэтнического общения. В федеральном государстве государственный язык способен по-настоящему, исторически эффективно выполнять свою системообразующую роль при обязательном соблюдении одного условия – он должен стать родным и понятным для каждого члена общества, безотносительно к его этнической принадлежности. Поэтому главным направлением работы должно стать обеспечение всех граждан РФ всеобщим доступным, бесплатным, вплоть до вузовского возраста (18 лет), качественным образованием ИА "Альянс Медиа" по материалам ТПП-Информ |