09.02.2010 ЧГП – основа модернизации и инфраструктурных преобразований Модернизация страны напрямую зависит от успешной реализации инфраструктурных проектов, но инфраструктурные проблемы остаются одним из ограничителей развития регионов. Решение этой проблемы связано с финансовыми и организационными вопросами, так как эти высокозатратные проекты требуют привлечения частных инвестиций. Поэтому вопросом номер один, обсуждаемым в рамках прошедшего 9 февраля общероссийского форума «Инфраструктурные проекты России: сложные условия – новые возможности», стало совершенствование принципов частно-государственного партнерства. В приветственном слове мэра г. Москвы Ю. Лужкова отмечалось, что создание качественно новой инфраструктурной системы России отвечает стратегическим интересам транспортного комплекса страны, а также способстует повышению конкурентоспособности отечественной экономики и уровня жизни населения. «Осуществление крупных инфраструктурных проектов требует серьезных денежных ресурсов, поэтому оптимальной моделью их финансирования является частно-государственное партнерство. В Москве накоплен хороший опыт подобного сотрудничества в различных сферах городского хозяйства. С привлечением частных инвестиций построены станции метро, работает система скоростного трамвая», - говорится в приветственном послании участникам форума. В заключение Ю. Лужков пожелал всем собравшимся успешной разработки важных совместных проектов в интересах модернизации регионов и государства. Как подчеркивалось на форуме, неразвитость инфраструктуры сдерживает реализацию масштабных бизнес-проектов, так как ставит под сомнение возможность их окупаемости. Именно по этой причине значительные бюджетные вливания направлены на подготовку необходимой инфраструктуры – транспортной, инженерной, энергетической и др. Как отметил директор Центра ЧГП Внешэкономбанка Александр Баженов, на сегодняшний день банк является крупнейшим инвестором в инфраструктурные проекты, так как финансирует долгосрочные проекты стоимостью не менее 2 млрд руб. со сроком окупаемости не менее 5 лет. Он отметил, что на сегодняшний день, за исключением сферы энергетики, число проектных предложений по инфраструктурным проектам незначительно. Связано это с тем, что ответственность за проектные предложения несут местные и региональные органы власти, но ВЭБ нем может финансировать проекты инфраструктуры, исходя из показателей дефицита бюджета, а работает только с четко оформленными контрактами с бизнесом, готовым реализовать проект по договору с представителями органов власти. Последние пока не способны квалифицированным образом оформить проект. Кроме того, по мнению А. Баженова, существенно тормозит реализацию проектов развития на местах консервативный подход к принципу ЧГП. «Сегодня на уровне регионального законодательства пытаются принципиально поменять модель, тогда бюджет вместо того, чтобы быть кошельком для инфраструктуры, станет механизмом долгосрочного развития управления рисками. При этом частный инвестор может вкладывать инвестиции не только в заводы, но и транспортную инфраструктуру. И возвращать их за счет будущих доходов в бюджет от реализации проекта. Вопрос в возможности привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры. Уже в 10 регионах успешно используется именно эта модель», - так сложно объяснил он новые принципы ЧГП. А. Баженов не забыл упомянуть, что формирование проекта дело затратное. Поэтому не менее важно решить вопрос бюджетной обеспеченности предпроектной подготовки для проведения полноценных тендеров. Заместитель директора департамента инвестиционных проектов Минрегионразвития России Денис Травин заявил, что именно кризис позволил выявить системные ошибки в работе Инвестиционного фонда. В частности, ряд мегапроектов, реализуемых за счет фонда, можно «небезусловно» отнести к проектам ЧГП. В первую очередь из-за значительного государственного влияния на такие бизнес-структуры, участвующие в проекте, как Газпром, РЖД, ВЭБ. Кроме того, в проектах отсутствовали приемлемые для бизнеса эффективность и сроки окупаемости. «Такой подход нивелирует принципы ЧГП», - считает представитель Минрегионразвития. Еще одной проблемой он назвал невысокий уровень принятия решения по проектам для регионов. Как правило, многоуровневое прохождение процедуры согласования проекта занимает не менее года. «Мы страдаем от чрезмерной концентрации компетенции на федеральном уровне», - считает Д. Травин. Он сообщил, что в целях снижения уровня принятия решения начиная с 2011 года планируется формирование региональных инвестиционных фондов в виде субсидий бюджетам регионов для поддержки региональных проектов. По его мнению, необходимо также смещать акценты с мегапроектов с участием госкомпаний к проектам «подлинного» ЧГП. При этом необходимо законодательно избавить регион от роли заложника частного инвестора, так как есть случаи, «когда за счет регионального бюджета строится дорога в лес, где так ничего и не построено». Президент Инфокоммуникационного союза Александр Крупнов подчеркнул, что, в отличие от транспортной и энергоинфраструктуры, в сфере высоких технологий Россия никоим образом не отстает от развитых стран, а вот про сферу регулирования этого сказать нельзя. «Если мы говорим о развитии бизнеса, то ему требуется нежесткое регулирование и возможность привлечения инвестиций», - заверил А. Крупнов. Он считает, что при реализации инфраструктурных проектов важно уделять внимание не только вопросу, куда тратятся бюджетные инвестиции, но и как привлечь зарубежных инвесторов. По показателю инвестиционного климата мы занимаем 100-ю позицию в мире. А это говорит и о нашем законодательстве, и о негативных экономических аспектах», - заверил президент Инфокоммуникационного союза. В заключение он напомнил собравшимся, что связь – это та отрасль, от развития которой зависит успех всех остальных. «Переход на электронный документооборот – это безусловно положительный момент не только для бизнеса и инвестора, но и для страны в целом. Очевидно, что чем меньше непосредственных контактов с чиновником, тем меньше коррупция», - убежден А. Крупнов. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков поддержал тему коррупции. По его мнению, ЧГП должно развиваться, но при этом власть должна покупать как можно больше услуг у бизнеса. «Тогда это будет и борьба с коррупцией, и огромный стимул для развития ЧГП на различных рынках услуг – муниципального, регионального и федерального уровней. Сегодня все очень хотят получать напрямую бюджетные средства. Но сегодня только за счет бюджетных средств не решить проблем, стоящих перед страной и обществом», - заключил А. Широков. ИА "Альянс Медиа" |