07.10.2011 Оренбургская область: на информационном рынке есть все, что нужно бизнесу В рамках очередного заседания правления ТПП Оренбургской области была рассмотрена проблематика и перспективы улучшения информационного обеспечения предпринимательства. Заседание прошло в расширенном составе с привлечением руководителей профильных предприятий, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, органов власти и контроля. «Информационное обеспечение предпринимательства – тема не новая, и сегодня она, по мнению многих, становится все более актуальной, а также приобретает ряд новых проблем. В то же время, есть мнения, что в этом направлении уже многое сделано, и очередь – за предпринимателями, которые должны уметь пользоваться созданными информационными ресурсами» - отметил президент ТПП Оренбургской области Виктор Сытежев, открывая обсуждение. Информационное обеспечение предпринимательства базируется на законодательной основе. Статья 16 Закона РФ №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает, что «поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя в числе прочего информационную, консультационную поддержку». Статья 8 Закона РФ № 497–ФЗ гласит: «организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности». Весь объем деловой информации, необходимой руководителю, условно можно поделить на две составляющие: входящий поток - документы, законодательные акты, бизнес-технологии и т.п., необходимые для успешной организации бизнеса, и исходящий поток, доносящий информацию о компании и её продукте до потребителя. С одной стороны, исходящие потоки развиваются по рыночным законам, исходя из частных представлений и возможностей предпринимателей. С другой стороны, входящие потоки разрознены и не систематизированы. Это зачастую, вкупе с ментальностью и бизнес-культурой провинциального предпринимателя является затруднением в организации и ведении бизнеса или причиной его приостановки. Опрос фокус-группы из предпринимателей – членов ТПП, проведенный палатой в сентябре этого года, выявил их потребности во входящей информации. На первое место респонденты поставили темы «Региональная экономика и финансы; Новости бизнес-сообщества; Аналитические материалы по экономике» - 86% опрошенных. На втором месте находятся «Новости законодательства и налогообложения; Информация о деятельности контролирующих органов; Кооперация и партнерские связи» (82%). Замыкает группу лидеров проблематика инноваций и инвестиций (76% опрошенных). Доступность информации по данным группам такова: 1. Региональная экономика и финансы; Новости; Аналитические материалы по экономике: 73% - Интернет и бизнес-рассылка ТПП 33% - Традиционные СМИ 20% -Выставки/семинары 2. Новости законодательства и налогообложения; Информация о деятельности контролирующих органов; Кооперация и партнерские связи: 32% - Интернет и бизнес-рассылка ТПП и традиционные СМИ (поровну) 16,5% - Выставки/семинары 3. Инновации и инвестиции: 29% - Интернет и бизнес - рассылка ТПП 24,5% - Традиционные СМИ, выставки/семинары (поровну). Очевидно, что Интернет является самым доступным средством информирования предпринимателей. Комментируя эти данные, руководители разделились во мнениях. Так, директор компании «Ай Ти Ритейл» Денис Васильченко отметил, что спрос на информацию в сети продолжает расти. «Примерно 59% населения страны от 12 лет и выше пользуются Интернетом. Считаю необходимым либо увеличить количество порталов бизнес-информации, либо повысить качество информации на тех, что есть. Ситуация, когда на таких деловых порталах, как www.орен.ру или www.oreneconomy.ru недостаточно информации, отвечающей интересам МСБ – объективная реальность, которую нужно изменить», - подчеркнул Д. Васильченко. С ним не согласен президент ООО «НПФ Экобиос» профессор Марк Цинберг: «Считаю, что информационных ресурсов достаточно. Сайт правительства области предоставляет полный объем необходимой предпринимателям информации. Эффективность других информационных порталов, а также некоторых электронных услуг , например, электронных торгов – пока сомнительна». Эксперты отмечают, что одна из главных проблем – информационная поддержка или просто информирование участия субъектов малого и среднего бизнеса в торгах на выполнение работ и поставки материалов для государственных и муниципальных нужд. Сегодня торги проводятся на электронных площадках. Исследования говорят о том, что предприниматели не спешат участвовать в электронных торгах. По данным опроса «Альянс Медиа», проведенного в сентябре 2011 года: - не принимали участия в электронных торгах – 51% респондентов; - участвовали в торгах - 28% опрошенных; - ничего не знают о системе электронных торгов - 21%. Ситуацию охарактеризовал генеральный директор ООО «Компания «Мехатроника» Игорь Ветлугин: «Нужно признать, что в информационной поддержке предпринимательства есть определенные проблемы. Главная из них – отсутствие обмена информацией между разными структурами, и, прежде всего, между бизнесом и органами государственной власти. Не считаю, что на электронных порталах достаточно информации. К примеру, на портале областной администрации, как и на некоторых других, нет информации о том, как выполняется программа поддержки предпринимательства. Считаю, что нам нужно вернуться к традиционному формату встреч с руководством области. К сожалению, это пока в принципе невозможно без эффективной работы общественного совета предпринимателей при губернаторе. Необходимо возобновить его работу, это необходимая форма обмена информацией между разными категориями общественности. Совет должен действовать». Однако Татьяна Яковлева, один из руководителей оренбургского офиса портала «2ГИС», считает иначе: «В улучшении качества информационной поддержки предпринимательства нет необходимости. Причина этого – информация есть, есть необходимые порталы, нужно их дальше продвигать. Вместе с тем считаю, что нужно увеличить срок поддержки начинающих предпринимателей с одного года до трех. Это должно касаться и информационной поддержки. Она должна сопровождать предпринимателя на всех этапах его работы». А что же власть? Власть тоже полагает, что информация, необходимая бизнесу, в Интернете есть, и ее достаточно. «Информация дается в полном объеме, необходимом предпринимателям. Я считаю, что некоторые меры поддержки МСБ на сегодня избыточны, в них нет острой необходимости. Это касается и дополнительных мер информационной поддержки», - так оценивает ситуацию участник обсуждения, замминистра экономического развития, промышленной политики и торговли Виталий Михайлов. Тем не менее предприниматели искали и продолжают искать необходимые им данные и документы в Интернете. Вот статистика запросов за сентябрь 2011 г. (региональный сектор Яндекса): "Как начать свое дело?"-980 запросов, "Малый бизнес" – 2540, "Как открыть ООО?"- 57, "Налогообложение предпринимателей" – 154. Очевидно, что проблемы есть и с доступностью информации, и с умением ее находить. Если в городе ситуация с использованием электронных информационных ресурсов более-менее нормальная, то этого нельзя сказать о селе. 40% населения Оренбургской области - жители села. Много предпринимателей работает в районах. Однако сегодня в Оренбуржье еще много мест, где нет Интернета вообще, а если он доступен, то многие не обучены им пользоваться. Это проблема», - считает Татьяна Соломко, зам. руководителя Территориального органа ФС государственной статистики по Оренбургской области. В итоге эксперты выделили ряд проблем, тормозящих информационное обеспечение предпринимательства в области. Это: 1. Недостаточная актуальность поступающей информации, особенно от структур власти, органов надзора и контроля. 2. Неудовлетворенность предпринимателей существующими условиями пользования электронными площадками: своевременностью публикаций предложений по закупкам и прозрачностью процедуры электронных торгов. 3. Недостаток знаний у начинающих предпринимателей о необходимых условиях для организации бизнеса. 4. Отсутствие единого места получения полного перечня условий для организации бизнеса. 5. Отсутствие доступного канала получения деловой информации для принятия решений, особенно для предпринимателей из районов. Подвел черту под обсуждением президент ТПП Оренбургской области Виктор Сытежев: «На информационном рынке сегодня есть все, что нужно предпринимателю, и при наличии достаточных знаний найти это все можно. Но это занимает много времени и средств. А проблемы предпринимателей часто возникают от их неосведомленности о своих правах и ресурсах. Например, немногие знают, что действует совет при прокуроре области по работе с обращениями предпринимателей и действует горячая линия. Начинающих предпринимателей необходимо всесторонне обучать, в том числе работе с информационными ресурсами. В свою очередь эти ресурсы должны быть систематизированы и улучшены, это наша общая первостепенная задача». Об этом сообщает пресс-служба ТПП Оренбургской области. ИА "Альянс Медиа" |