12.03.2009 Система профобразования как никогда нуждается в совершенствовании В третьей декаде апреля в Москве состоится Всероссийская конференция «Профессиональные кадры России XXI века: опыт, проблемы, перспективы развития». Ее организует Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по развитию профессионального и бизнес-образования совместно с РСПП, Академией профессионального образования при поддержке СФ, Министерством образовании и науки РФ, Федеральным агентством по образованию и правительством г. Москвы. На заседаниях конференции планируется рассмотреть ряд особенно актуальных сегодня вопросов, таких как государственная поддержка развития системы профобразования, инновационные технологии в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, социальное партнерство в подготовке кадров и т.д. Учитывая остроту обозначенных проблем, организаторы провели своего рода репетицию этого мероприятия: 12 марта в ТПП РФ состоялось заседание на тему «Новые экономические модели развития системы профессионального образования и частно-государственное партнерство в области подготовки кадров». В нем приняли участие представители органов власти, ученые, предприниматели. Председатель Комитета ТПП по содействию профессиональному и бизнес-образованию Алексей Шулус во вступительном слове отметил, что ключевые проблемы профессионального образования – доступность, качество и т.д. - обсуждаются не впервые, но сегодня к ним прибавились и новые. Так, на конференции будет рассматриваться влияние на систему профобразования кризисных явлений, а также новации в образовательной политике государства. Говоря о новшествах, выступающий назвал введение в практику Единого госэкзамена и политику, направленную на сокращение числа вузов в стране. В связи с этим, по его мнению, необходимо рассмотреть на конференции следующие темы: «Социальные последствия ЕГЭ для системы высшего профессионального образования», «Как отразится на образовательном сообществе возможный секвестр социальных статей бюджета», «Новые схемы интеграции всех уровней профессионального образования», «Ответственность работодателей за начальное профессиональное образование». Озвучив последний вопрос, А. Шулус высказал мнение, что современные предприниматели, занятые в реальном секторе, должны сделать шаг навстречу начальному профессиональному образованию – интегрироваться с ним, готовить для себя высококвалифицированные кадры. Другие участники пресс-конференции подняли в выступлениях другие, не менее значимые проблемы. Исполняющий обязанности директора Федерального института образования, профессор Александр Лейбович указал на важность создания более четких ориентиров участников и рынка образовательных услуг, и рынка труда. Как он заявил, сейчас в России довольно активно создается система профессиональных стандартов, таким образом формируется точка зрения бизнеса на то, какими должны быть выпускники образовательных учреждений, по каким программам они должны обучаться до прихода на производство. «Образовательные программы должны в большей мере учитывать требования работодателей», - заявил А. Лейбович. Основы для этого, подчеркнул он, существуют. Не так давно, по словам ученого, Правительство РФ утвердило правило участия объединения работодателей в разработке и реализации государственной политики в сфере профобразования. Словам А. Лейбовича было отчасти созвучно выступление другого участника встречи, заместителя руководителя Департамента науки и промышленной политики г. Москвы Евгения Балашова. Он высказал мысль, что нужно определиться с целью. И пояснил: «Цель у нас – не самодостаточное образование, а подготовка новых специалистов для производства. И сегодня мы можем хорошо это делать, только определяя рынки в горизонте 5-7-летнего периода». Заместитель генерального директора по работе с персоналом Российской самолетостроительной корпорации «МИГ» Марина Касьянова обратила внимание собравшихся на весьма важную, на ее взгляд, проблему, которую необходимо решать: оторванность системы образования от отраслевой структуры страны. Между тем представители учебных заведений хотели бы уменьшить эту дистанцию, выполнять заказы, поступающие от определенных отраслей. О недостатках региональных систем профессионального образования заявил заместитель директора НИИ развития профессионального образования Анатолий Глазунов. Эти системы испытывают кризис, несмотря на то, что какие-то модернизационные процессы в них происходят. Как считает А. Глазунов, большинство регионов оказались сегодня не готовы «физически, ресурсно и кадрово» к реализации положений, связанных с профессиональным образованием. Проблеме острой нехватки ученых кадров для подготовки специалистов уделил особое внимание первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Юрий Карабасов. По его мнению, сложно вести речь о подготовке профессионалов в условиях, когда не пополняется в силу разных обстоятельств профессорско-преподавательский состав учебных заведений. «Без профессиональных кадров говорить о перспективах не приходится», - резюмировал он. Все предложения, прозвучавшие на встрече, будут детально обсуждены на апрельской конференции. Часть их будет оформлена в виде инициатив и передана в органы власти. А. Шулус выразил надежду, что призывы ученых и бизнесменов к совершенствованию системы профобразования будут услышаны властями. ИА "Альянс Медиа" |