29.06.2004  Инновации допромышленного производства "тащит на своих плечах" малый бизнес

   Презентация наиболее успешных проектов инновационного бизнеса в России состоялась в понедельник, 28 июня, на совместном заседании Меркурий-клуба и Международного пресс-центра ТПП РФ.
   Открывая заседание, вице-президент ТПП РФ Борис Пастухов заметил, что результатом поиска новых форм работы Меркурий - клуба становятся деловые встречи, презентации фирм, которые могут представить успешные результаты своей работы. "По прогнозам экспертов в ближайшие 15 лет объем реализации высокотехнологичных товаров на мировом рынке почти в 10 раз превзойдет продукцию топливно-энергетического комплекса, - сказал он. - Тема инноваций действительно животрепещущая для сегодняшней России".
   По словам Б.Пастухова, Россия рассчитывает выйти на мировые рынки, создавать конкурентоспособную и высокотехнологичную продукцию в усовершенствованной структуре внутреннего рынка. Позитивным фактом, свидетельствующим об интересе к отечественным инновационным проектам, Б.Пастухов назвал участие в презентации представителей компании "БОШ и Сименс. Бытовая техника", одного из лидеров в области внедрения новых высокотехнологичных процессов в производство и осуществления международного инновационного сотрудничества.
   Президент компании "Техноконсалт", руководитель подкомитета по инновациям Комитета по промышленности и высоким технологиям ТПП РФ Сергей Симаранов в своем выступлении отметил, что не только Россия, но подавляющее большинство стран "тоже выбрало инновационный путь развития, и у каждой страны он свой". По его словам, особенность инновационного пути определяется конкурентными преимуществами стран на мировом рынке. Россия за многие десятилетия создала большой научно-технический потенциал и квалифицированную рабочую силу, и используя эти возможности, она сможет занять нишу на мировом рынке. Российские компании являются успешными в производстве наукоемкой продукции, а рыночную нишу, по мнению С.Симаранова, можно сформулировать как "производство продукции по качеству и сложности выше, чем в Китае, а по цене ниже, чем в Европе".
   "Компании, которые сегодня нашли эту нишу, успешно работают на внешнем рынке", подчеркнул С.Симаранов, другие рыночные ниши важно сформулировать, а государство может помочь, прежде всего, "в лоббировании российских компаний на тех рыночных нишах, где мы можем иметь преимущества". Он также заметил, что сегодня самый потенциально емкий рынок для инноваций - промышленность. В отличие, например, от ученых, которым инновации нужны, "как некий дополнительный приработок, тому, что они делают", у финансовых компаний есть более привлекательные и более простые сектора для финансовых операций. "Часто инновации внедряются от отчаяния, когда нет других ресурсов для развития бизнеса, - заметил С.Симаранов. – Во многих ситуациях наша промышленность дошла до отчаяния и внедряет инновации". Вместе с тем те сектора российской промышленности, где идет жесткая конкуренция, также развиваются за счет инноваций. Но, к сожалению, они развивается не на российских технологиях, поэтому проигрывает внутренний инновационный рынок. По мнению С.Симаранова, происходит это потому, что есть разные понятия технологий у ученых и у производителей. Инфраструктура по внедрению инноваций и по преодолению разных понятий, которая была в советское время, во многих отраслях утеряна. "Воссоздать эту структуру пытаются малые инновационные предприятия, которые "тащат на своих плечах", прилагая неимоверные усилия, технологии для допромышленного уровня, - сказал он. - Очень важно, чтобы промышленность обратила на них свой взор". Успешность инновационного рынка определяется не количеством успешных проектов, а количеством денег, получаемых за счет экспорта инновационной продукции, сказал в заключение С.Симаранов.
   На презентации были представители инновационных предприятий и технопарков из Москвы, Казани, Курска, Перми. Своими впечатлениями о ситуации на рынке инноваций и перспективах создания альянсов российских и зарубежных компаний поделились представители Совета немецкой экономики в РФ и ТПП Германии.
   ИА "Альянс Медиа"