06.10.2011 Счетная палата: ожидаемый положительный эффект от создания ОЭЗ не достигнут Счетная палата проверила использование государственных средств на развитие особых экономических зон в 2006-2011 гг. В материалах, представленных на коллегию Счетной палаты, отмечается, что за этот период общая сумма государственных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 87,8 млрд рублей. На строительство объектов инфраструктуры израсходовано только 46,3 млрд рублей или 53%. По состоянию на 1 июля 2011 года остаток неиспользованных государственных средств составил 41,5 млрд рублей, что свидетельствует о низкой эффективности расходования средств федерального бюджета. «Основными причинами, обусловившими низкий уровень освоения государственных средств, являются несвоевременность утверждения Минэкономразвития России и субъектами Российской Федерации перечней планируемых к строительству объектов инфраструктуры, нарушение сроков утверждения планов обустройства и развития ОЭЗ», - говорится в сообщении Счетной палаты. На сегодняшний день не выполнены условия соглашений о создании ОЭЗ в части передачи земельных участков и объектов недвижимости в ОЭЗ в г. Москве, Республиках Алтай и Бурятия, на острове Русский Приморского края, Ульяновской области, Хабаровском крае. Из 11,5 тыс. га уже предоставленных в управление и распоряжение земель в целях создания ОЭЗ используется только 35%. По состоянию на 1 июля 2011 года ОАО «ОЭЗ» возмещена из федерального бюджета сумма НДС, оплаченная подрядным организациям по договорам строительства, в размере 2,4 млрд рублей. Эти средства, а также сумма нераспределенной прибыли в размере 2,7 млрд рублей (в общей сумме 5,1 млрд рублей) не были учтены Минэкономразвития России при определении потребности в бюджетных ассигнованиях на создание ОЭЗ на 2012 год. В ходе проверки установлено, что создание ОЭЗ осуществляется медленно. Из 396 запланированных объектов инфраструктуры в эксплуатацию введено только 58 единиц или 15%. При таких низких темпах завершение строительства инфраструктуры ОЭЗ в срок до 2015 года представляется проблематичным, отмечает Счетная палата. Вместе с тем, производственные мощности построенных объектов загружены не полностью. Промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ работают почти 6 лет, а экспертная оценка эффективности их функционирования Минэкономразвития России впервые планируется только в 1 квартале 2012 года. При этом критерии оценки эффективности на момент проверки разработаны, но не утверждены. Кроме того, административные регламенты оказания государственных услуг компаниям-резидентам Минэкономразвития России не разработаны. Проверка показала, что положительный эффект, который ожидался в части дополнительного привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, пока не достигнут. На 1 июля 2011 года на территориях ОЭЗ из зарегистрированных 288 резидентов работают только 206 компаний, создано 6,7 тыс. рабочих мест. Частные инвестиции в создание ОЭЗ составили 36,2 млрд рублей. Экономическая эффективность промышленных зон составила 1,9 рубля на 1 рубль вложенных бюджетных средств, технико-внедренческих - всего 30 копеек. По мнению Счетной палаты, сложившаяся в настоящее время ситуация в реализации инвестиционных проектов создания ОЭЗ является следствием отсутствия единой концепции их создания и функционирования, эффективной системы управления по принципу результативности и эффективности использования государственных средств. Мониторинг достижения качественных показателей, позволяющий оценивать эффективность бюджетных вложений, направленных на создание ОЭЗ и степень их влияния на динамику социально-экономического развития регионов, а также контроль за использованием государственных средств Минэкономразвития России и соответствующими субъектами Российской Федерации на должном уровне не ведется. На коллегии также отмечалось, что в настоящее время ОАО «Курорты Северного Кавказа» находится в процессе становления и отлаживания организационной структуры. Основными вопросами, нерешенность которых может существенно затормозить реализацию проекта, является отсутствие у ОАО «КСК» официально закрепленных полномочий на управление ОЭЗ, входящими в кластер, а также препятствия законодательного характера: небольшая привлекательность действующих льгот для резидентов зон в силу длительности срока окупаемости вложенных инвестиций и сложность использования земли, поскольку часть территории ОЭЗ находится в границах заповедников, где действующим законодательством не предусмотрена возможность создания туристической инфраструктуры. Коллегия приняла решение направить информационные письма Президенту Российской Федерации, в Правительство России, Генпрокуратуру и ФСБ России, а также представления - в Минэкономразвития России, в Правительства Республики Алтай и Республики Бурятия и ОАО «Особые экономические зоны». Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания, а также Полномочному представителю Президента России по Сибирскому федеральному округу. ИА "Альянс Медиа" |