04.10.2011 Эксперты оценили бюджет РФ на ближайшие три года как военно-социальный Бюджет России ставит главным приоритетом на следующие три года развитие обороны страны, тогда как расходы на здравоохранение, образование и ЖКХ будут постепенно снижаться. Бюджет на 2012 год можно назвать военно-социальным, а бюджет на 2013 и 2014 годы – военно-правоохранительным, отмечают эксперты. Если в этом году ожидается сбалансированный бюджет, то в следующие три года Россию ждет дефицитный бюджет. Дефицит вырастет с 0,1% ВВП в 2011 году до 1,5% ВВП в 2012 году и 1,6% ВВП в 2013 году. Правда, в 2014 году ожидается снижение дефицита более чем в два раза – до 0,7% ВВП, при этом в основном за счет сокращения социальных расходов. Трехлетний бюджет отличается колоссальным ростом расходов на оборону и снижением затрат на образование, здравоохранение и ЖКХ. Так, расходы на образование растут до 2012 года: в 2011 году их доля составляет 2,7% от общих расходов, в 2012 году – 4,6%. Однако потом траты на образование резко снижаются: с 4,6% в 2012 году до 3,9% в 2013 году и 3,3% в 2014 году, отмечает Игорь Николаев. Еще больше снижаются расходы на здравоохранение: с 4,2% в 2012 году до 3,5% и 3,0% в 2013 и 2014 годах соответственно, добавляет Николаев. Существенно снижаются расходы на ЖКХ – на 42% в 2012 году по сравнению с 2011 годом, замечает руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Марсель Салихов. В 2013 и 2014 годах наблюдается дальнейшее снижение расходов на ЖКХ. По прогнозу, в 2014 году на ЖКХ заложено всего 73,8 млрд рублей, тогда как в 2011 году было 234 млрд рублей расходов. За три года затраты снизятся на целых 60% в номинальном выражении без учета снижения инфляции, замечает Салихов. «Снижение затрат на образование власти объясняют тем, что реформа в этой сфере уже проведена, теперь требуется меньше финансирования», – говорит сотрудник лаборатории макроэкономического анализа НИУ ВШЭ Дмитрий Веселов. «А в ЖКХ входят расходы на предоставление жилья льготным категориям граждан, военным, ветеранам ВОВ и т. д. Власти считают, что в целом эти нужды в жилье удовлетворены, поэтому идет сокращение расходов в ЖКХ», – добавляет Салихов. Если расходы на социальные нужды снижаются, то военные траты, наоборот, растут. В 2011 году на национальную оборону, национальную безопасность, правоохранительные органы и секретные статьи в совокупности приходится 27,4% всех расходов. В 2012 году их доля увеличивается до 30,4%, в 2013 году – до 35,3% и в 2014 году – до 40,1%, посчитал Игорь Николаев. Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2012 году вырастут почти на 50% до 1,8 трлн рублей против 1,2 трлн рублей в 2011 году. На национальную оборону траты увеличатся на 20,5%: с 1,53 трлн рублей в 2011 году до 1,85 трлн рублей в 2012 году. «То есть расходы на нацбезопасность и правоохранительную деятельность увеличатся на 600 млрд рублей, расходы на национальную оборону – на 300 млрд рублей. Эти 900 млрд рублей фактически и составляют дефицит, который заложен в бюджете на 2012 год», – отмечает Салихов. «Исходя из этого, бюджет на 2012 год можно назвать военно-социальным, а бюджет на 2013 и 2014 годы – военно-правоохранительным», – говорит Николаев. Бюджет на 2012 год и прогнозные 2013–2014 годы рассчитывается при цене нефти 100,97 и 101 доллар за баррель. Главный риск трехлетнего бюджета состоит в том, что цены на нефть могут оказаться ниже заложенных в бюджете. Минфин посчитал, что если цена нефти упадет до 61,1 доллара за баррель, то дефицит бюджета вырастет до 4,2–5,2% ВВП в 2012–2014 годах. По оценке Всемирного банка, если цены на нефть упадут до 60 долларов в 2012 году, то дефицит российского бюджета увеличится до 5,3% ВВП (с прогнозируемых 1,5% ВВП при цене нефти в 100 долларов). В этом случае российской экономике неизбежно грозит рецессия, считают эксперты Всемирного банка. Главный вопрос в том, насколько реальна возможность сползания цен на нефть с нынешних более 100 долларов за баррель до 60. «Вероятность того, что цены на нефть упадут до 60 долларов, высока, так как существуют риски в мировой финансовой системе. Еврозона и США составляют почти половину всей мировой экономики, поэтому если их экономики будут стагнировать, это будет напрямую влиять на нефтяной рынок, и цены на нефть могут серьезно упасть», – считает Дмитрий Веселов из НИУ ВШЭ. «Сейчас дефицит ненефтегазового бюджета составляет 12% ВВП. Но ненефтегазовый дефицит должен быть в среднесрочной перспективе максимум 7–8% ВВП, но никак не 12%. Эта разница в 5% уже сейчас отражает то, что мы чрезмерно зависим от высоких цен на нефть», – указывает Дмитрий Веселов. Риск не только в завышенных прогнозных ценах на нефть, но и в том, что бюджет сверстан исходя из роста экономики России на 3,7%, добавляет Игорь Николаев из ФБК. Он придерживается пессимистичного сценария: цены на нефть упадут, экономика расти не будет. Он вспоминает, что в ноябре 2008 года был принят бюджет на 2009 год, основанный на цене нефти выше 100 долларов за баррель и на росте экономики в 6%. Однако в 2009 году цены на нефть снизились до 60 долларов за баррель, а экономика упала на 7,8%, замечает Николаев. По его мнению, нынешний трехлетний бюджет также недооценивает риски обвала мировых рынков. Марсель Салихов из Института энергетики и финансов считает, что краткосрочное падение цен на нефть в течение года не окажет большого влияния на бюджет. «Если цена на нефть упадет до 60 долларов за баррель в 2012 году, то дефицит бюджета вырастет до 4–5% против прогнозируемых 1,5% ВВП. Это неприятно, но не критично. Это можно пережить. К примеру, в прошлом году дефицит бюджета был порядка 4% ВВП», – считает Салихов. «Дефицит бюджета сделает страну более уязвимой ко всем потрясениям мировой экономики», – парирует Дмитрий Веселов. «Если экономика не будет расти, цены на нефть упадут, то принятый бюджет придется пересматривать. Дефицит бюджета будет увеличиваться, для выполнения высоких социальных обязательств, возможно, придется залезть в Фонд социального благосостояния и увеличивать заимствования», – соглашается Игорь Николаев. Если произойдет падение цен на нефть, то правительство будет стремиться покрыть его за счет резервных фондов и займов, указывают эксперты. Другой вариант – придется повышать налоги. Пока правительство придерживается того, что будет наращивать Резервный фонд и увеличивать объем госдолга. Резервы страны сейчас гораздо ниже, чем были перед кризисом 2008 года: на 1 сентября они оцениваются в 773 млрд рублей, тогда как в марте 2009 года было 4,9 трлн рублей, замечает Игорь Николаев. «Хватит ли этих денег? Если на мировых рынках произойдет что-то плохое, то уже в 2012 году объемы Резервного фонда могут быть потрачены», – считает он. В условиях невысокого темпа роста экономики и дефицита Пенсионного фонда России придется более активно выходить на внутренний и внешний рынки заимствований, соглашается Дмитрий Веселов из НИУ ВШЭ. При этом, по его словам, уровень российского госдолга в 17% ВВП не является критичным: госдолг в 40–60% ВВП считается вполне нормальным в развитых странах мира. Однако эксперт указывает, что увеличение заимствований сейчас может иметь положительный эффект. По его словам, надо увеличивать госдолг не в момент, когда цены на нефть обрушатся и процентная ставка по кредиту станет высокой, а до этого. «Тогда займ по низким ставкам может оказаться даже полезным, так как создаст страховку на будущее. У России появятся средства для финансирования экономического развития», – считает Веселов. По его словам, в бюджете есть две статьи, которые нуждаются в дополнительных источниках финансирования: это дефицит пенсионного бюджета и озвученные масштабные расходы на оборону. «Пока неясно, откуда на это будут браться деньги. Эта неопределенность не менее вредна для экономики, чем само повышение налогов», – отмечает Веселов. После выборов, по его мнению, бюджет может быть пересмотрен. «После выборов правительство сделает выбор, по какому сценарию пойдет», – говорит Веселов. Первый вариант, по его словам, предусматривает, что Россия продолжит политику 2000-х годов, политику разумной финансовой сбалансированности. В этом случае существенные расходы, которые предполагаются, в частности, на оборону, придется либо компенсировать за счет других статей бюджета, в том числе за счет снижения расходов на образование, либо повышать налоги с целью увеличения доходов. «Второй путь предполагает, что правительство будет тратить больше, хотя денег будет взять неоткуда. Это значит рост дефицита бюджета и усиление зависимости России от цен на нефть. Если цены на нефть серьезно упадут, придется секвестрировать бюджет и переживать более болезненный для экономики шок», – говорит эксперт. Поэтому он надеется, что Россия продолжит политику откладывания денег на черный день. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Взгляд" |