01.10.2011 В России процветает партизанский маркетинг Квитанция об оплате коммунальных услуг, письмо от районной управы, официальное удостоверение или крупная денежная купюра – все это может оказаться не тем, чем кажется. Рекламщики начали придавать своей продукции государственный «оттенок». Штрафы за такую маскировку мизерные, а вот прибыль с потребителей, научившихся игнорировать обычную рекламу, можно получить неплохую. Человек приходит домой, привычным жестом сгребает из почтового ящика в мусор килограммы бумажного спама, оставляя лишь нужные квитанции по оплате коммунальных услуг. Однако, поднявшись в квартиру, он понимает, что на официальные платежки листочки похожи лишь формой, но не содержанием. Это значит, что обыватель столкнулся с набирающим популярность явлением – партизанским маркетингом. «В конце прошлого года мне пришло письмо, выглядевшее в точности как претензия за задолженность по квартплате, – рассказала москвичка Елена. – Поскольку хлопот в тот период было много, а новых проблем совсем не хотелось, я сразу же оплатила квитанцию через «Сбербанк», тем более что сумма была несерьезная. И только в новогодние праздники, когда разбиралась с бумажками, увидела, что деньги я, оказывается, перечислила некоему благотворительному фонду в качестве добровольного пожертвования». По такому же принципу «государственной маскировки» в прошлом году работала компания по установке пластиковых окон в Челябинске. На дверях десятков подъездов появились объявления, где казенным языком объяснялось, что «в рамках программы по капремонту дома замена окон на стеклопакеты будет производиться с 50-процентной скидкой». От разорения доверчивых челябинцев спасла подозрительная соседка, выяснившая, что контора не имеет никакого отношения ни к местной администрации, ни к программе капремонта, да к тому же скидка распространяется лишь на работы монтажника. Коммунальная сфера – благодатная почва для рекламщиков-партизан, отмечают эксперты. «Вообще для рекламы подходит любой носитель, который способен привлечь внимание потребителя. Тут подойдет и платежка за ЖКУ, и оборотная сторона чеков, проездных билетов, и даже туалетная бумага, – пояснил резидент Гильдии маркетологов Игорь Березин. – Другое дело, что тут надо удерживаться на той грани, за которой начинается введение потребителя в заблуждение. Если человек считает, что ему обманом всучили рекламу под видом официального документа, он должен обращаться к защитникам прав потребителей, в ФАС или суд. Если экспертиза покажет, что в рекламе используются элементы, похожие на, скажем, госсимволику до степени смешения, то такая реклама будет запрещена, а ее производитель – оштрафован». Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин считает «федеральную маскировку» крайне эффективной. «Случаи, когда компании стремятся прислониться к великому и могучему Российскому государству, нередки, – говорит он. – Например, риелторы позиционируют свою контору как городскую, что подсознательно ассоциируется с местной администрацией. Финансовые компании любят называть себя государственными, а строительные пирамиды, породившие тысячи обманутых дольщиков, говорили, что их дома возводятся в рамках жилищной программы. Рекламщики играют на сверхвысоких ожиданиях простого человека от государства. На мой взгляд, такая тенденция будет продолжаться и дальше: люди по-прежнему «ведутся» на такую рекламу, а штрафы за нее низкие, если сравнивать с прибылью». Крайне трудно добиться справедливости, если потребитель пострадал от другого вида рекламного камуфляжа – шуточных банкнот. Запрет на копирование денежных знаков в любом виде пока находится лишь на стадии законопроекта. Использование «корочек» с надписями типа «президент Вселенной» вообще никак законодательством не оговаривается. «Наказания, если человек просто прошел по такому удостоверению куда-то, не существует, – пояснил адвокат, доктор юридических наук Александр Арутюнов. – До тех пор, пока не было совершено преступление с помощью «корочки» или человек не решит дополнить ее своей фамилией и какой-то печатью, наказывать его не за что». ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Новые известия" |