30.09.2011 На Тульском форуме обсуждают будущее российских городов Более 2000 делегатов, представляющих практически все регионы России, принимают участие в открывшемся сегодня Тульском экономическом форуме «Развитие городов: инновации плюс потенциал традиций». В этом году его результатом станет принятие «Тульской инициативы», в которой будут изложены основополагающие принципы развития городов России. В дискуссиях примут участие руководители федеральной и региональных властей, администраций городов, ведущие отечественные и зарубежные специалисты. Они обсудят передовой российский и международный опыт совершенствования городской среды. На торжественной церемонии открытия форума выступил губернатор Тульской области Владимир Груздев, депутат Государственной Думы Артур Чилингаров зачитал приветствие спикера Госдумы Бориса Грызлова. Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин в своем приветствии отметил, что экономические форумы в регионах России стали одним из инструментов реализации социально-экономических задач. Открывающийся сегодня IV Тульский экономический форум имеет свое лицо. Тема современного развития городов и городской жизни с сохранением присущей им социокультурной среды, традиций весьма актуальна. Тенденция бурного роста городского населения носит общемировой характер. Так, в 2008 году численность населения городов на планете сравнялась с сельским, а к 2050 году, по прогнозу ООН, более 85 % населения будет жить и работать в городах. Один из центральных вопросов форума – как сделать наши города гармоничными. Комфортность городской среды для проживания – это не только доступная инфраструктура, безопасность, культурная традиция и экология. Это и возможности самореализации, особенно для экономически активного населения. Сегодня эти возможности во многих городах ограничены привязкой к устаревшим предприятиям, отсутствием новых точек роста. Со всей остротой стоит проблема занятости. И решать ее надо, создавая новые рабочие места, отвечающие потребностям современного развития городской среды. Один из путей решения этой проблемы кроется в развитии малого и среднего бизнеса, прежде всего, в технологическом секторе обеспечения жизни города, указал Сергей Катырин. Сейчас малый и средний бизнес, особенно в небольших городах, в основном присутствует в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания. А, например, в Германии более 90 % предприятий энерго- и водоснабжения относятся к малому и среднему бизнесу. В секторе городской инфраструктуры и многих других сферах очень развита система субконтрактации, обеспечивающая участие малого бизнеса в технологических процессах. «Это – хороший путь создания конкурентной среды, стимулирования инноваций и улучшения качества услуг во многих сферах жизни города. Одним из сдерживающих факторов в наших условиях является коррупция, несовершенство ФЗ № 94», – подчеркнул руководитель ТПП РФ. Говоря о том, что ТПП России может предложить инвестиционной деятельности в регионе, Сергей Катырин указал на создание инвестопроводящей инфраструктуры, которая в полной мере задействует потенциал палаты, всей ее инфраструктуры в России и за рубежом. «Для привлечения инвестиций необходимо создать новую систему коммуникаций и механизм государственно-частного партнерства, и именно такую работу ведет сейчас Палата в сотрудничестве с администрацией ряда регионов», – указал он. «Сегодня мы подпишем соглашение о сотрудничестве в сфере инвестиционной и инновационной деятельности с руководством Тульской области, с Тульской ТПП и положим начало большой работе по созданию новых инвестиционных возможностей для проектов развития отдельных городов и региона в целом», – заявил Сергей Катырин в завершение своего выступления. В центре дискуссий на форуме будет национальный доклад «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции». В подготовке этого исследования приняли участие свыше 250 специалистов из России и других стран. Работа над докладом осуществлялась при непосредственной поддержке и участии Министерства промышленности и торговли РФ, Фонда «Сколково», Общественной палаты РФ, Рейтингового агентства «Эксперт РА», Торгово-промышленной палаты РФ. Авторы документа указывают, что главный мировой тренд в развитии современных городов – это поворот к гуманизации мегаполисов, что означает социальную ориентацию планов их развития. «Город – для человека» – вот главный тезис, от которого отталкиваются составители доклада. Сбалансированное развитие и рост городских агломераций невозможны без внимания к мнению самих жителей. Скандалы вокруг строительства Охта-центра в Санкт-Петербурге или прокладки автотрассы через Химкинский лес в Подмосковье показали, что люди готовы быстро и эффективно сплачиваться для решения наболевших проблем. Внимание к мнению горожан позволяет задействовать потенциал гражданского общества для определения путей развития наших городов, считают авторы доклада. Документ опровергает утверждения, будто гуманизацию городской среды могут позволить себе только очень богатые страны. Мировой опыт свидетельствует об обратном. Наиболее активны в развитии новых форм градоустройства такие страны, как Китай, Индия, Бразилия. Так, эффективность системы городского транспорта можно повысить, опираясь на опыт бразильского города Куритиба, где было изобретено «автобусное метро». Каждая скоростная автобусная линия перевозит 20 тыс. пассажиров в час – столько же, сколько и метро, но по стоимости она в 100 раз дешевле подземки. Наконец, вместо типовых многоэтажек в центр внимания выходит средне- и малоэтажное строительство. Некоторые развитые страны около двух десятков лет назад решили отказаться от строительства грандиозных спальных районов с упрощенной планировкой и «экономичными» архитектурными решениями. Зарубежные специалисты утверждают, что такие формы городской застройки создают неблагоприятную социальную среду, которая способствует распространению мелкой преступности. Кроме того, такие дома неблагополучны с санитарной точки зрения. Кроме того, разработчики доклада предлагают стремиться к более сбалансированной застройке, которая исключит переполнение или «вымирание» отдельных рабочих или спальных районов в зависимости от времени суток. Но для этого необходимы интеллектуальные системы управления городской инфраструктурой, в частности, общественным транспортом, новейшие технологические решения для борьбы с санитарно-эпидемиологическими угрозами и экологическими проблемами. Как отмечают авторы доклада, современное градостроительство представляет собой сложнейшую систему обратных связей, в которой достигается временный компромисс городского развития. Вице-президент Фонда «Сколково» Станислав Наумов в своем блоге написал, что «Тульская инициатива» очень важна и для развития инновационного центра Сколково как одного из новых и современных способов организации жизни людей. На один квадратный метр исследовательских площадей в нашем плане приходится четыре квадратных метра площадей, предназначенных для обеспечения стандартов городской среды в целом. «То, что еще в пошлом году нами обсуждалось как зарубежная концепция smart-grid, теперь на форуме в Туле стало предметом практического объяснения со стороны российских инфраструктурных компаний», – отметил он. Поэтому принятие «Тульской инициативы» не решит в одночасье всех проблем российских мегаполисов и небольших провинциальных городов, но станет важным шагом к взаимопониманию между обществом, властью и бизнесом, который, в конце концов, приведет к созданию действительно эффективных градостроительных концепций и воплощению идеала «города для человека» в жизнь, сообщает ТПП-Информ. ИА "Альянс Медиа" |