07.10.2008  Комитет ТПП РФ рассмотрел поправки в туристические законы

   Будущие законодательные изменения в законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» были обсуждены членами Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности на заседании, состоявшемся 7 октября.
   Председатель комитета, вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин напомнил, что проект федерального закона N93364-5 «О внесении изменения в статью 25.11 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривает разрешение безвизового пребывания в течение 72-х часов на территории России иностранных туристов, прибывших на пассажирских паромах и круизных судах.
   «19 сентября этот законопроект был принят в первом чтении, а 19 октября ожидается второе чтение», - отметил Ю.Барзыкин.
   Некогда «задвинутый» законопроект был буквально реанимирован губернатором Санкт-Петербурга: подсчитано, что из-за запрета безвизового пребывания иностранных туристов город ежегодно теряет более миллиона туристов, а заодно и 5 млн евро портовых сборов и 200 млн евро совокупного оборота в туристической сфере.
   «Разумеется, запрет на безвизовое пребывание облегчит жизнь не одному Санкт-Петербургу, но и Калининграду, и Черноморскому побережью Кавказа, и Приморскому краю. Представьте, что на деньги, полученные от визита в Приморье двухсот-трехсот японских туристов, может в течение года жить целый приморский поселок, и вы поймете настоятельную необходимость принятия данного законопроекта», - сказал Ю.Барзыкин.
   Поддерживая данный законопроект, следует принять все меры безопасности: туристские потоки требуется разделить и санировать. Это дополнительная работа для пограничной службы и ФМС, переговоры с которыми идут уже целый год.
   «Предлагаю поддержать данный законопроект: в области туризма мы еще развивающаяся страна. У России нет собственных круизных судов, нет кораблей, возраст которых меньше пяти лет. Таким образом, упрощение визового режима придаст дополнительный стимул нашей экономике», - заключил Ю.Барзыкин.
   И если первый вопрос не вызвал особенного разброса мнений, второй оказался куда более дискуссионным. Изменения в статью 17.2 Федерального закона от 24 ноября 19996 года N132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», заключающиеся в увеличении в пятнадцать раз (с 10 млн рублей до 150 млн рублей) объема финансового обеспечения оператора иностранного туризма, внесенное депутатами Резником и Ковалем, пришлось явно не ко двору слишком многим участникам рынка. Дилемма, заключающаяся в обеспечении либо их спокойствия, либо прав путешествующих, на первый взгляд показалась неразрешимой.
   Ю.Барзыкин заметил, что 10 октября вопрос будет рассматриваться в ФАС РФ.
   К его рассмотрению подталкивает произошедшее летом этого года банкротство фирмы «Детур» – обществу, самой экономике требуется совершенствование механизмов защиты прав путешествующих. Однако повышение нижнего барьера финансового обеспечения туроператора в 15 раз оправдывается для крупных участников рынка и прямо губительно для тех, кто работает, например, в «нишевом туризме».
   «По данным Росстата, средний годовой оборот турфирмы в РФ составляет всего 17 млн рублей. Следовательно, повышение, предлагаемое депутатами Резником и Ковалем, для них заведомо неподъемно, и подход к дальнейшему упорядочению туристической деятельности в стране должен быть как минимум дифференцированным, пропорциональным объему предоставляемых услуг, - в объеме, например, от одного до семи процентов от него», - заявил Ю.Барзыкин.
   Проблемой является и отсутствие различия между въездным и выездным туризмом, а также отсутствие механизма оперативного разрешения конфликтов на туристическом рынке.
   «Были предложения создать фонд финансовой поддержки при МИДе, но вопрос, кажется, повис в воздухе. Вообще подход к проблеме может быть только комплексным, чтобы мы сразу видели весь перечень изменений в федеральные законы. Вероятно, в ТПП должна быть создана рабочая группа по доработке вопроса», - предложил Ю.Барзыкин.
   Директор группы компании "СНП-тур", член комитета Андрей Головин указал на то, что с введением новых норм закона о туристской деятельности многие компании, особенно региональные, попросту ушли в «тень», и занимаются своим бизнесом через другие компании, благо схем для обхода законодательных норм множество.
   «Самое простое в нашем случае – это согласиться с аргументами ФАС, призывающими обеспечить права потребителя. Однако можно назначить сумму финансовых гарантий и в размере 10% от годового оборота компании, не меньшую, чем 10 млн рублей, например», - предложил А.Головин.
   Вероятность банкротства больше у крупных и малых туроператоров, чем у средних, считает он, и мировой финансовый кризис лишь повышает такую вероятность.
   «Вспомните решение Верховного суда РФ о бланке строгой отчетности – покрывает ли оно 60-70% компаний туристического рынка, пользующихся ККМ? Нет. Отчего из закона начисто исчезло понятие «ваучер»? Все эти меры алогичны, а повышение порога финансового обеспечения – вообще позор для страны, я вижу в нем лишь желание подлить бензина в костер кризиса, разгорающийся все больше», - заявил А.Головин.
   Мнение ФАС РФ поддержал представитель Министерства спорта и туризма Свердловской области Константин Куликов.
   «Малый туристический бизнес у нас в регионе со времени введения новых норм никак не пострадал. На него практически не повлияла мощнейшая экспансия столичных туроператоров. Правда, нельзя сказать, что туристический рынок Свердловской области находится на «солнечной стороне», - «тень» есть, и потребитель туристических услуг так же не защищен, как и раньше. Единственный пусть – совершенствование механизмов саморегулирования, то есть прохождение компанией-туроператором определенного ценза на состоятельность, характер которого не может быть заявительным», - сделал вывод К.Куликов.
   Заместитель председателя комитета, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько согласился, что механизмы сегодняшнего закона об основах туристической деятельности весьма несовершенны.
   «Подтвердить нарушение прав путешествующего настолько сложно, что компании проще отправить недовольного клиента в суд. Власти в данном случае следует решить, хочет ли она защищать права путешествующего или ограничится полумерами и в дальнейшем, для чего надо дать точное определение понятию «турпродукта», например. С «аппаратной» точки зрения куда проще изменить одну цифру (с 10 млн до 150) и думать, что проблема будет таким образом решена. Не будет!» - уверен С.Шпилько.
   Он заявил, что многое в решении будет зависеть от мнения таких влиятельных общественных организаций бизнеса, как «ОПОРА РОССИИ» и «Деловая Россия», а также от позиции региональных властей.
   «Если субъектам все равно, это один вопрос, но если они имеют заинтересованность в выстраивании цивилизованного туристического рынка на своей территории, это совершенно другой поворот нашей темы», - заключил С.Шпилько.
   Участники заседания приняли резолюцию, в которой рекомендовали законодательной власти принять за основу дифференцирующий подход к участникам туристического рынка, а также разрешить иностранным туристам пребывать без визы на территории РФ в течение 72-х часов.
   ИА "Альянс Медиа"