19.03.2008 Российская сфера ИКТ нуждается в законодательном регулировании Рынку инфокоммуникаций и связи необходима собственная концепция инфокомунникационного права (ИКП). Чтобы концепция была действенной, она должна быть признана и профессиональным сообществом, и государственными регуляторами. При этом в особой проработке нуждается вопрос о соотношении ИКП и интеллектуального права. Такой вывод сделали участники прошедшего 19 марта в ТПП РФ круглого стола на тему «Приоритетные направления совершенствования законодательства в сфере инфокоммуникаций и связи». Впрочем, вопрос разработки предложенной концепции пока остается открытым, ввиду неучастия в дискуссии представителей Мининформсвязи – главного регулятора рынка ИКТ. По словам вице-президента ТПП РФ Владимира Исакова, законодательство в сфере ИКТ существенно отстает от развивающегося быстрыми темпами рынка инфокоммуникаций и связи. «Назрела необходимость системного комплексного представления, каким должно быть регулирование этой сферы, необходимо также проанализировать практику применения законодательства «О связи» для внесения в него необходимых корректировок. Пока вопросов в этой сфере больше, чем ответов», - заключил В. Исаков. Президент МОО «Международная общественная академия связи» Леонид Варакин отметил, что на сегодняшний день четко определены игроки на рынке ИКТ. Это производители сетей, операторы, провайдеры и потребители. Ученый отметил, что в конечном итоге именно потребитель услуг оплачивает расходы всех участников цепочки. Кроме того, на развивающемся рынке ИКТ растет количество предложений, появляются новые операторы и провайдеры и вступают в конфликт с игроками давно закрепившимися на рынке. Поэтому Л. Варакин убежден, что новое законодательство должно быть направлено на защиту прав потребителей, должны обеспечить свободную конкуренцию на рынке. Формально игроки на рынке равны, но фактически новым игрокам приходится тратить временные и финансовые ресурсы, чтобы отстоять свое присутствие на рынке. Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Руслан Ибрагимов полностью поддержал выступающих, отметив, что невыстроенность законодательной базы может уже в ближайшее время привести к снижению темпов роста рынка. В частности, проблема доступа к объектам недвижимости и земельным ресурсам существенно тормозит развитие системы связи нового поколения. По его словам, на сегодняшний день существует системная проблема при регистрации и строительстве антенных опор на земле или башен связи. Чрезмерная заурегулированность и несогласованность как федерального, так и регионального законодательства приводит к тому, что на практике для оформления необходимой документации на право аренды земельного участка для строительства башен связи нужно получить не менее 44 подписей и согласований. В среднем подобная процедура занимает 300 рабочих дней. При оформлении земельного участка нужно пройти еще не менее 9 этапов согласований, на что потребуется в среднем 299 рабочих дней. Причина такой волокиты в том, что строительство антенных опор приравнено по действующему законодательству к строительству зданий и сооружений, и подпадает под действие Земельного и Градостроительного кодексов. Между тем строительство башен связи, представляющих типовые каркасно-металлические сооружения, не сопряжено с особыми техническими трудностями. Выход из сложившейся ситуации Р. Ибрагимов видит в том, чтобы законодательно урегулировать права собственников участков земли и операторов связи. В силу специфики системы связи и коммуникаций необходимо развивать институт сервитутного права, в основе которого лежит право пользования чужим имуществом или частичное ограничение права собственности в общественных интересах. Подобные механизмы давно и успешно используются в Германии и других технически продвинутых странах. Он также настаивает на упрощении проектной процедуры при строительстве башен. Советник компании «TeliaSonera International Carrier» Антон Богатов отметил, что в пределах правового пространства до сих пор не решены проблемы линейных объектов или кабельных сооружений, которые по ряду нормативных актов могут быть отнесены к объектам недвижимости. Такой подход, при котором законодательное регулирование в сфере ИКТ становится «латанием дыр», он объясняет тем, что сначала пишется закон, а потом сообщество должно выработать правоприменительную политику. Между тем, по мнению А. Богатова, законодательство должно выстраиваться с точностью до наоборот. И, прежде всего, необходимо определить, за что отвечают все звенья, работающие на рынке, т.е. выработать доктрину, а потом выстраивать законодательную базу. «Современная услуга связи воспринимается в трех аспектах: перенос или передача информации, непосредственная доставка информации и как имущественная проблема, требующая определить, каким образом продаются права на владение передаваемой информации. Поэтому, по сути, услуга связи подпадает в категорию интеллектуального права, и для нее необходима доктрина или концепция инфокоммуникационого права», - убежден А. Богатов. Он также считает, что законодательство в сфере связи настолько неконкретно, что различные операторы по-разному толкуют одни и те же понятия и, как следствие, совместные договоры. На круглом столе также отмечалось, что развитие технологий уже сегодня не позволяет рассматривать мобильный телефон исключительно как средство связи. Это техническое средство все больше становится источником оказания информационных услуг. Поэтому основой идеей концепции ИКП должно стать признание единства и взаимосвязи деятельности в области создания, переноса и обработки информации как объективной среды функционирования постиндустриального информационного общества. ИА "Альянс Медиа" |