29.09.2011 Компании пищевой отрасли считают здоровое питание самым перспективным Опрос общественного мнения был проведен аудиторско-консалтинговой компанией Грант Торнтон среди участников международной выставки World Food Moscow/Весь мир питания 2011, прошедшей 13-16 сентября в Москве. В выставке World Food Moscow 2011 приняли участие свыше 1350 производителей и поставщиков продуктов питания из 57 стран, мероприятие посетили около 30 тысяч профессионалов отрасли: представителей оптовых торговых организаций, дистрибьюторов продуктов питания, ритейлеров, розничных сетей, предприятий общественного питания. В исследовании приняли участие более 250 респондентов, представляющих крупный, средний и малый бизнес. Для 53% респондентов переход на здоровое питание кажется наиболее перспективной тенденцией. Развитие сектора фермерской торговли назвали перспективным также 53% опрошенных. Более половины предпринимателей, занятых в пищевой отрасли, видят в производстве продуктов здорового питания и развитии сектора фермерских продуктов большие возможности для развития бизнеса в России. Расширение линейки замороженных продуктов кажется перспективным только 15% опрошенных. Более четверти (26%) представителей отрасли считают, что наиболее благоприятной для развития бизнеса тенденцией является производство продуктов, не приносящих вреда экологии. «В России значительная часть потребителей всегда была привержена культуре потребления здоровой еды и fast food не имел широкого распространения. В силу этого сложилась традиция употреблять в пищу здоровые и, желательно, фермерские продукты. Это и позволяет бизнесменам предполагать, что за такого рода традицией – серьезная возможность для развития их бизнеса», - говорит директор по развитию Грант Торнтон в России Леонид Ланда. Опрос также показал, что для обеспечения продовольственной безопасности в России крайне необходима поддержка государством средних и мелких сельхозпроизводителей (56% респондентов отметили этот фактор как наиболее важный) и правовое обеспечение продовольственной безопасности (36%). Поддержка государством крупных сельхозпроизводителей кажется необходимой только 29% опрошенных; 21% респондентов считает, что для обеспечения продовольственной безопасности нужна протекционистская защита продовольственного комплекса страны. Несмотря на кризис 1998 года, повлекший за собой уход многих импортных продуктов питания с российского рынка, российская пищевая промышленность все еще сильно зависит от импорта. На вопрос «сколько на прилавках магазинов продуктов питания, импортируемых из ближнего и дальнего зарубежья» большинство респондентов ответило «от 50 до 75%». Наиболее эффективной мерой стимулирования производства продуктов питания и оборудования для сельского хозяйства и пищевой отрасли участники опроса назвали льготное кредитование (субсидирование процентных ставок). Немаловажными кажутся респондентам и налоговые льготы (их отметила почти половина опрошенных) и регулирование таможенных пошлин (более трети опрошенных). В числе других факторов, влияющих на стимулирование производства в России, респонденты отметили необходимость ослабления коррупции, субсидирование инновационного производства и внедрение эффективных технологий. «Большинство участников опроса, считающих, что доля импортной продукции преобладает на рынке, в качестве стимулирующей меры назвали не увеличение таможенных пошлин, что естественным образом упростило бы конкуренцию с иностранными компаниями, и даже не налоговые преференции, а льготное кредитование», - говорит директор отдела налогообложения Грант Торнтон в России Константин Цукерман. По его мнению, из этого можно сделать вывод, что производитель ориентирован не на административные, а на рыночные инструменты поддержки, что свидетельствует об уверенности в перспективности и конкурентоспособности своей продукции. Необходимость совершенствовать производственную базу кажется представителям пищевой отрасли России наиболее актуальной. Более 50% опрошенных ответили, инвестиции на ближайшие 12 месяцев должны распределиться в пользу улучшения производственного процесса. Международное исследование бизнеса В четвертом квартале 2010 года – первом и втором кварталах 2011 года Грант Торнтон Интернешнл провел международное исследование, охватившее мнения 513 компаний пищевой отрасли по всему миру. В России были изучены мнения представителей 150 компаний среднего и крупного бизнеса. Исследование представляет собой обзор мнений владельцев компаний, производящих пищевые продукты, напитки и табак, относительно перспектив развития экономики страны в целом и отрасли в частности. В своих прогнозах на развитие экономики страны большинство предпринимателей настроены оптимистично. Среднемировой уровень оптимизма относительно ближайших 12 месяцев составил +10%. Уровень оптимизма представляет собой разницу между компаниями, настроенными оптимистически, и компаниями, выражающими пессимизм. В России оптимизм оказался выше среднемирового: +21%. Несмотря на позитивный настрой бизнес-сообщества в целом, предприниматели отмечают ряд препятствий, наиболее ощутимым из которых является государственное регулирование и бюрократия. В России этот фактор отметили 50% респондентов (в среднем по миру – чуть более трети). Сложности для развития бизнеса в секторе пищевой промышленности также создает нехватка оборотного капитала (ее отметили 43% респондентов в России в мире и 24% по миру в среднем). Данные, полученные в результате международного исследования, показали, большинство предпринимателей видят будущее сектора в производстве здоровой пищи, и только 1,5% респондентов считают очень благоприятным для рынка производство замороженной еды. Развитие направления производства экологически чистых продуктов считают перспективным 65% опрошенных в России и 41% в среднем по миру. На вопрос «какие действия вы готовы осуществлять для быстрого реагирования на меняющиеся запросы потребителей?» подавляющее большинство российских респондентов (68%) ответили, что будут развивать дистрибуцию. На диверсификацию продуктовой линейки готовы 28% российских предпринимателей, предложить своим клиентам большее количество продуктов для здорового питания готовы 56% опрошенных. ИА "Альянс Медиа" |