27.09.2011 Внедрение ФКС потребует от государства $1 млрд дополнительных трат ежегодно «Национальный Рейтинг Прозрачности Закупок» опубликовал аналитический прогноз последствий принятия законопроекта Минэкономразвития России «О федеральной контрактной системе». Анализ показал, что внедрение законопроекта «О федеральной контрактной системе» (далее – ФКС), потребует дополнительных ежегодных трат от государства в размере более $1 млрд. В аналитическом прогнозе НРПЗ были рассмотрены 3 аспекта предлагаемого законопроекта: юридическое качество законопроекта, структурные последствия внедрения законопроекта для системы размещения госзаказа РФ, а также экономические последствия внедрения законопроекта. Общее заключение НРПЗ относительно законопроекта «О ФКС» сводится к следующему: в существующем виде законопроект нежелателен для внедрения, так как является чрезвычайно коррупционоёмким и требует значительных финансовых затрат со стороны государства. В законопроекте можно выделить ряд ключевых моментов, установленных исключительно в расчете на добросовестность заказчика при осуществлении закупок, которые, как показывает практика, будут только способствовать росту количества коррупционных проявлений в сфере государственного заказа. «В первую очередь это касается расширения перечня способов закупки в отсутствие строго регламентированной процедуры выбора такого способа заказчиком в зависимости от закупаемой номенклатуры», - подчеркивается в отчете о проведенном исследовании. Кроме того, в законопроекте предложен запрет на снижение первоначальной цены контракта более, чем на 25%. «Очевидно, что предлагаемая возможность заказчика отклонять предложения, руководствуясь таким критерием – это прямая явная угроза эффективности расходования бюджетных средств», - считает председатель оргкомитета "Национального рейтинга прозрачности закупок" Александр Марков. Законопроект «О ФКС» предусматривает радикальный пересмотр принципов размещения госзаказа и перестройку самой среды, в которой действуют государственные заказчики и поставщики. Законопроект призван заменить принятый в 2005 году федеральный закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Новая законодательная база, предлагаемая Министерством экономического развития, подразумевает практически полный отказ от проведения электронных аукционов. Это повлечет не только резкое и значительное сужение области использования электронного аукциона, но и фактически подрыв бизнес-модели работы операторов электронных торгов, которые будут вынуждены взимать плату за проведение аукционов с заказчиков. Вместо квазирыночной модели аутсорсинга части функций размещения национальным операторам, ФКС предлагает перейти на полностью нерыночную модель, где эти функции вернуться государственным заказчикам, увеличив нагрузку на административный аппарат и на бюджет. С экономической точки зрения отказ от использования электронных аукционов, как основного способа осуществления торгов по госзакупкам, повлечет за собой значительные дополнительные траты со стороны государства. По оценкам аналитического центра НРПЗ 94-ФЗ позволяет экономить до 400 млрд руб. государственных средств ежегодно за счет снижения начальных цен контрактов и отсутствия платы за проведение торгов со стороны госзаказчиков. В случае же принятия предлагаемого законопроекта «О ФКС» государство не только лишиться возможности экономить на электронных торгах, но и будет вынуждено вернуться к оплате услуг по проведению процедур закупок. По оценке НРПЗ ежегодная стоимость этих услуг составит около 30 млрд руб. «Эта цифра – прямой дополнительный расход государственного бюджета по сравнению с существующей моделью организации закупок. При этом она не учитывает косвенных дополнительных расходов, которые повлечет принятие законопроекта, например таких как создание нового государственного органа – Совета по федеральной контрактной системе», - добавляет А.Марков. ИА "Альянс Медиа" |