27.09.2011  Омск: риэлторские фирмы регулярно нарушают права потребителей

   В городской администрации состоялось заседание секции по вопросам развития потребительского рынка и защиты прав потребителей, оно прошло в рамках Координационного общественного Совета при мэре города Омска. Городские власти обсудили способы защиты прав потребителей при оказании услуг по приобретению и продаже вторичного жилья.
   По словам председателя Омской областной общественной организации «Общество защиты прав потребителей. Недвижимость и быт» Ларисы Барановой, в сфере услуг не существует мелочей, тем не менее большая часть городских риэлторских агентств упускает этот момент. Как заявила Лариса Баранова, из 14 агентств, которые были проверены ее организацией, ни одна риэлторская фирма не оказалась идеальной.
   Как выяснилось в ходе проверок, многие агентства не выполняют даже основные нормы, связанные с предоставлением информации об исполнителе, услугах и режиме работы, кроме того, в организациях отсутствуют книги жалоб. Как подчеркнули в пресс-службе городской администрации, в данном случае качество услуг определяется главным образом условиями их оказания. При этом главное отличие от торговли, где главным является качество товара, заключается в условиях самого сервиса.
   По мнению специалистов, книга жалоб является необходимым атрибутом в деятельности такого рода компаний, так как потенциальному покупателю жилья полезно ознакомиться в отзывами предыдущих клиентов компании. В том случае, если она отсутствует, у него этой возможности нет и, как следствие, клиент получает искаженную информацию о том, есть ли у агентства правоустанавливающие документы на приобретаемое жилье. Кроме того, подобные упущенные «мелочи», по мнению специалистов, существенно «затягивают» сроки регистрации сделки, а также влекут за собой дополнительные траты.
   В ходе рейдов проверяющие выяснили, что у риэлторских фирм не все в порядке и с договорами оказания услуг. Они нередко пишут в договорах «завуалированные» цены на жилье, когда указана не конкретная стоимость услуг, а определенный процент от стоимости жилья. Это также является противозаконным. При этом в пресс-службе городской администрации подчеркивают, что общая стоимость услуг не должна зависеть от того, какие именно действия выполнял риэлтор. В соответствии с законом плата должна взиматься одинаковая, независимо от того, какая была сделка: простейшая или сложная.
   Нередко «нежелательные тонкости» присутствуют в договорах оказания услуг и в договорах страхования вложений граждан в долевое строительство. При этом дополнительные правила написаны очень мелким шрифтом, а риэлтор отвлекает клиента от подробного изучения данной информации… Как следствие, граждане потом удивляются и все-таки обнаруживают, что подписали договор, в котором условия, мягко сказать, не очень выгодные.
   Председатель секции, директор департамента городской экономической политики Сергей Синдеев заявил, что данный вопрос является очень актуальным в настоящее время. Городским властям нужно усилить работу по информированию горожан о том, какие услуги являются качественными.
   В пресс-службе городской администрации также добавили, что нередко граждане обращаются в общества защиты прав потребителей уже после того, как их право было нарушено. Однако сейчас существуют структуры, в которые можно обратиться за консультацией еще до того, как сделка будет заключена.
   По результатам совещания члены совета пришли к выводу, что для нормализации ситуации необходимо действовать сразу в двух направлениях: проводить обучающие семинары для населения в округах Омска, а также организовывать другие информационно-разъяснительные акции для населения. Кроме того, нужно ознакомить риэлторские фирмы с итогами аналитики общественной организации «Общество защиты прав потребителей. Недвижимость и быт», чтобы эти фирмы могли устранить недостатки в своей работе, сообщает ИА "Деловой Омск".
   ИА "Альянс Медиа"