23.09.2011  ФАС: входной контроль качества лекарств в Свердловской области незаконен

   21 сентября 2011 года комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) признала Министерство здравоохранения Свердловской области нарушившим части 1, 3 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Как поясняется в сообщении ФАС России, нарушение закона выразилось в издании министерством приказа от 18.11.2008 № 2038-п «О порядке проведения контроля качества лекарственных средств на территории Свердловской области», который может создать необоснованное препятствование осуществлению деятельности компаниями.
   Приказ устанавливает не предусмотренные законодательством Российской Федерации требования к хозяйствующим субъектам и ограничения их прав на продажу и покупку товаров. Также, согласно приказу, ГБУЗ СО «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» наделяется функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
   Дело в отношении Минздрава Свердловской области ФАС России возбудила 1 августа 2011 года по обращениям, поступившим от Союза профессиональных фармацевтических организаций и ЗАО «СИА Интернейшнл лтд». В обращениях сообщалось о наличии в Свердловской области так называемого «входного контроля» качества лекарственных средств. В результате т.н. «входного контроля» оптовые поставщики лекарственных средств были вынуждены представлять Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» образцы лекарственных средств, ввозимых на территорию Свердловской области, на экспертизу качества в целях регистрации в базе данных Единой информационно-поисковой системы.
   На основании проведенных «экспертиз» сериям лекарственных средств присваивались региональные номера, которые служили основанием для возможности оборота таких лекарственных средств на территории Свердловской области, поскольку аптеки и лечебно-профилактические учреждения под разными предлогами прямо или косвенно отказывались приобретать у оптовых поставщиков лекарственные средства, не имеющие «региональных номеров» качества.
   Это привело к тому, что оптовые поставщики несли дополнительные затраты, что в свою очередь приводило к увеличению отпускных цен лекарственных средств.
   Так, в результате «входного контроля» прямые убытки шести крупнейших российских компаний, занимающихся оптовой торговлей лекарственными средствами (СИА Интернейшнл, Аптека-Холдинг, Роста, Катрен, Протек и Биотэк), в 2010 году составили 7,8 млн руб.
   В ходе рассмотрения дела комиссия ФАС России учла официальное заключение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) о неправомерности приказа свердловского Минздрава. Решение и предписание ФАС России направлены на отмену данного антиконкурентного приказа.
   ИА "Альянс Медиа"