02.08.2007 Санкт-Петербург: в ТПП обсудили пути привлечения малого бизнеса в сферу ЖКХ Сами по себе проблемы жилищно-коммунального хозяйства — вопрос скорее социально-экономического характера, причем всероссийского масштаба. Яркое тому свидетельство — предельная изношенность ЖКХ. Какие возможности, перспективы и преграды стоят сегодня перед реформой коммунального хозяйства — об этом шла речь на круглом столе, проведенном ТПП СПб и ИА «Формула тандем». Чтобы реформа ЖКХ достигла цели, необходимо решить 3 основные задачи. Во-первых, необходимо модернизировать мощности ЖКХ и жилищного фонда, во-вторых, перевести ЖКХ на рыночные правила работы и привлечь для его развития частный бизнес и, в-третьих, повысить уровень качества коммунальных услуг и соблюсти социальные гарантии. Обслуживание жилого фонда — чьих рук это дело? Казалось бы, кому, как не малому бизнесу, должно найтись достойное место на поприще обновления его мощностей. По мнению Сергея Тихонова, генерального директора ООО «РЭС ТСВ», основная задача, стоящая сегодня перед властями, — это отработка нормативной базы, особенно в части передачи в управление многоквартирных домов, а также ликвидация недоремонта передаваемых объектов. Решение этих вопросов способно положить начало адекватному взаимодействию между собственниками жилья, нанимателями и частным бизнесом. Здесь госструктуры смогут выступать лишь в качестве контролирующей инстанции, без какого-либо права непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность управляющей организации. Несомненно, доработка законодательства также поспособствует скорейшему окончанию перехода в частные руки домов, до сих пор находящихся в собственности государства. Это, в свою очередь, будет означать полную сформированность сферы заказчиков услуг. На сегодняшний же день в ЖКХ все еще функционируют государственные посредники между потребителями услуг и теми, кто их оказывает. Эти посредники не кто иной, как органы государственной власти и учреждения жилищной системы, распределяющие жилищно-коммунальные платежи. Исполнителями в этой цепочке, как правило, являются государственные же компании. «Для развития бизнеса необходимо создавать нормальные рыночные условия, когда один платит, а другой исполняет», — говорит Алексей Степаненко, исполнительный директор ассоциации «Жилищный комплекс». Для лучшего понимания того, что все-таки такое рынок ЖКХ, Алексей Степаненко предложил разделить коммунальные и жилищные услуги. Таким образом, получаем 2 сегмента. Коммунальные услуги, такие как энерго-, газо- и теплоснабжение, отопление, водоснабжение, — неоспоримое поле деятельности монополистов, где, по словам Степаненко, малому бизнесу места нет. Зато жилищные услуги, а именно: управление жилым фондом (техобслуживание, текущий ремонт, вывоз мусора, эксплуатация лифтов и систем безопасности, обеспечение теле- и радиовещания), а также капитальный ремонт общего имущества и жилых помещений, принадлежащих определенным собственникам — сфера ведения малых предприятий. На сегодняшний день общий объем рынка жилищных услуг составляет примерно 30 млрд рублей в год, из которых большую часть — 20 млрд рублей — составляет капитальный ремонт. Активность субъектов малого предпринимательства в жилищной сфере напрямую зависит от количества созданных ТСЖ. Такой вывод был сделан на основании немногочисленных возможностей, существующих у МП для получения заказа в сфере ЖКХ. Для большей ясности картины стоит перечислить все 4 способа: непосредственная работа с ТСЖ, участие в конкурсах на выполнение работ по капремонту, поиск заказов от собственников и участие в конкурсах на организацию управления жилым фондом. Однако проблема в том, что за текущий год рост числа ТСЖ значительно снизился: с сентября 2006 года по июнь 2007 зарегистрировано лишь 44 товарищества, в то время как за предыдущий год было создано порядка 1000. Как пояснил такую статистику Алексей Степаненко, подобный спад вызван передачей функций по регистрации в УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и усложнением самой процедуры регистрации. Бизнес в сегменте ЖКХ - высокозатратный и малоприбыльный, а посему субъектам малого предпринимательства весьма сложно конкурировать с крупными и опытными предприятиями. Понятно, что значительно проще для МП искать заказы на локальные подрядные работы, напрямую обращаясь в ТСЖ. Таким образом, по мнению Алексея Степаненко, для поддержки малого предпринимательства в жилищной сфере государству стоило бы продолжать политику выделения бюджетных средств на создание ТСЖ, как это было в 2006 году, когда, например, на создание товариществ в Василеостровском районе были выделены средства в рамках государственного заказа. Вместе с тем необходимо наладить и информационный контакт между заказчиком и потребителем жилищных услуг. «Изменение ситуации в сфере мелкорозничной торговли привело к тому, что многие предприниматели не смогли продолжить свою деятельность в торговле», — заявил председатель Общественного Совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга Сергей Федоров. Поэтому и предложил «бывших представителей сферы торговли задействовать в новом секторе экономики — ЖКХ». Хедлайнером же стала инициатива установления величины лота не более 100 тысяч кв. м при проведении конкурсов на оказание услуг по технической эксплуатации жилищного фонда: «Сегодня на такие конкурсы выставляются площади гораздо большего размера, и большинство МП не могут взять на обслуживание столь крупные объекты», — пояснил свою позицию Федоров. Обсуждая перспективы осуществления капитального ремонта петербургских домов, Александр Филимонов из организационного комитета собрания собственников жилья Санкт-Петербурга предложил предоставлять своеобразные ремонтные сертификаты. Данный документ должен являть собой аналог государственного векселя. Кредитная организация, выдающая средства под такой сертификат, получает государственную гарантию их возврата. Обеспечением предлагается выставить недвижимость, находящуюся в собственности государства. Схема работы с ремонтным сертификатом, по мнению г-на Филимонова, должна выглядеть следующим образом: оценка необходимого объема работ по капремонту дома — заключение ТСЖ договора на проведение работ с предприятием-подрядчиком — получение подрядчиком на выполнение заказа необходимого займа в банке — сдача объекта комиссии — получение сертификата, стоимость которого соответствует объему выполненных работ. Сам сертификат впоследствии отправляется подрядчиком в банк, который, в свою очередь, предъявляет ценную бумагу государству. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Деловая неделя" |