22.07.2005  А.Шаров: "Финансовая поддержка малого бизнеса - дело самих регионов"

   На следующей неделе Минэкономразвития проведет второй, заключительный этап конкурса по распределению средств из федерального бюджета, выделенных для поддержки малого предпринимательства. Деньги будут предоставляться регионам на создание венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, поддержку экспорта и развитие системы кредитования. Об условиях распределения этих денег и других программах МЭРТ, стимулирующих развитие малого бизнеса, рассказал в интервью газете «Бизнес» директор департамента госрегулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров.
   В.: Каковы результаты первого этапа конкурса?
   
О.: Из предусмотренных 1,5 млрд руб. распределено уже более 900 млн руб. Заявки поступили от 50 регионов, и в общей сложности мы оценивали 85 совершенно разных проектов по малому бизнесу.
   Однако окончательные итоги конкурса не подведены, поскольку в 33 проектах выявлены технические неточности и регионы должны повторно прислать заявки.
   В.: Были ли отрицательные заключения МЭРТ по представленным проектам?
   
О.: Да. Отрицательные решения по бизнес-инкубаторам принимались, в основном, из-за несоответствия предъявляемым требованиям. Например, в некоторых представленных проектах 40% территории помещения предполагалось отдать под рестораны, кафе, и только 60% - под бизнес-инкубаторы. Это не вписывается в условия конкурса. Требование МЭРТ: 85% всей территории должно быть выделено бизнес-инкубатору, а 15% - на административные и вспомогательные помещения.
   Отмечу, что если даже регион получил отрицательное заключение МЭРТ по тому или иному проекту, то это вовсе не означает, что в будущем проект не может быть вновь представлен на конкурс. При этом никто не мешает региону уже в текущем году начать самостоятельно финансировать и продвигать проекты малого бизнеса, а позже подать заявку в МЭРТ, чтобы получить финансовую компенсацию.
   В.: Какие проекты наиболее дорогостоящие?
   
О.: Наиболее затратны венчурные фонды и бизнес-инкубаторы. Потому что там, где стройка, всегда возникают проблемы. Сначала надо построить помещение, оснастить его, а потом отобрать по конкурсу малые предприятия и еще в течение 10 лет финансировать текущую деятельность бизнес-инкубаторов.
   По нашим расчетам, для нормальной работы венчурного фонда необходимо 200 млн руб. (это значит, что в таком фонде 50 млн руб. составят федеральные средства, столько же - средства субъекта федерации, а 100 млн руб.- частные инвестиции). В финансировании бизнес-инкубаторов все индивидуально, поскольку они могут быть разными - от "офисных" (в таких, как правило, представлена сфера услуг) до инновационных (биотехнологических, например).
   Поэтому сначала оценивается стоимость рабочего места, стоимость реконструкции или стройки, а потом идет расчет затрат по софинансированию.
   В.: Москва представила свою заявку?
   
О.: На первый этап конкурса - нет. Но нам известно, что Москва собирается подать заявку на создание венчурного фонда: она будет рассмотрена в ходе второго этапа конкурса.
   В.: На ваш взгляд, предусмотренные бюджетом суммы на поддержку малого предпринимательства достаточны, чтобы удовлетворить потребности регионов? О.: Если раздавать деньги "через окошко", то 1,5 млрд руб., конечно, мало. Однако чтобы заинтересовать регионы и получить мультипликативный эффект, этих средств вполне достаточно. За короткий промежуток времени было представлено 85 проектов, заявленных на совместное финансирование. Эти средства подтолкнули многие регионы, которые раньше вообще не выделяли деньги на подобные цели, к тому, чтобы оказать поддержку малому бизнесу. Другие регионы увеличили соответствующие расходы.
   Второй момент - это условия финансирования, точнее, софинансирования. Мы объективно связаны с регионами и не можем дать им больше средств, чем они выделяют на поддержку малого бизнеса. Это очень принципиальный факт - федеральные деньги рассматриваются только как катализатор, а финансовая поддержка - дело самих регионов. То есть правительство отвечает за разработку нормативной базы и создание комфортных условий для ведения бизнеса.
   В.: А где гарантия, что предприниматели все-таки получат деньги?
   
О.: Деньги будут выделены только после того, как регион потратил на проект свои собственные средства. Например, регион финансирует поддержку экспорта конкретным предпринимателям и раз в квартал отчитывается перед МЭРТ (кстати, форма отчетности занимает 100 страниц). И только потом принимается решение о выделении средств из федерального бюджета. Для создания бизнес-инкубаторов финансовая схема поддержки аналогична: сначала регион начинает строить помещение или проводить капремонт, и только потом получает компенсацию из бюджета.
   В.: Год назад МЭРТ начал разрабатывать поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые должны устранить дублирующие функции между ведомствами. Известно, что основные противоречия были с МВД. Компромисса так и не удалось достигнуть?
   
О.: По некоторым вопросам удалось. Так, МВД предложили снять с себя полномочия по девяти видам правонарушений из 30 (нарушения при пользовании недрами, водными объектами, землей, нарушения в области строительства). И это уже прогресс. Что касается контроля милиции на потребительском, алкогольном рынках, то пока МВД требует сохранить за ними эти полномочия. Скажу, что МЭРТ не будет соглашаться на минимальный вариант, для нас главное, чтобы по тем же девяти правонарушениям не возникли контрпредложения.
   В.: Предприниматели требуют увеличить порог годового оборота, позволяющий малым предприятиям применять специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения. Какова позиция МЭРТ?
   
О.: Если Минфин и ФНС опасаются, что какие-то компании специально разделятся для того, чтобы попасть под такой режим, то в этом случае они должны представить доказательства. Должен быть проведен анализ реальной ситуации на предприятиях. В Италии, например, чтобы определить пороги для спецрежима, анализировали несколько десятков тысяч компаний. У нас аналогичных исследований, которые должны быть официальными, пока нет. Создание методики расчета и проведение опросов - в ближайших планах МЭРТ.
   В.: Каковы перспективы разрабатываемого законопроекта о малом бизнесе?
   
О.: Есть несколько вариантов законопроекта, в частности, от "ОПОРы России", Торгово-промышленной палаты и Госдумы. Сейчас создана рабочая группа, и мы договорились, что в августе на совете по предпринимательству обсудим спорные моменты и к осени создадим полноценный документ.
   Законопроект должен основываться на европейских критериях малого бизнеса. В нем должно быть прописано разграничение полномочий по поддержке малого бизнеса между федераций, субъектами и муниципалитетами, допустимые формы поддержки. Кроме того, необходимо разработать пакет поправок в законы, которые влияют на развитие малого бизнеса.
   В.: Что еще нового готовит МЭРТ в целях поддержки малого бизнеса?
   
О.: Мы постараемся запустить в этом или в следующем году проект, который позволит субсидировать покупку банковской гарантии для малого бизнеса. Что это означает? Когда предприниматель приходит в банк, у него, как правило, не хватает обеспечения на кредит. Следовательно, он попадает в третью самую низкую категорию заемщика, который не получает кредит или получает его только по высоким ставкам. Мы предлагаем решать эту проблему так: если предпринимателю не хватает 50% обеспечения, то тот банк, который готов его кредитовать, обращается в банк-гарант за покупкой гарантии для этого малого предпринимателя. И если банк-гарант дает положительный ответ, то стоимость этой гарантии возмещается малому предпринимателю из федерального бюджета практически полностью.
   Эта схема привлекательна для всех: для предпринимателей, кредитующего банка и банка-гаранта, который зарабатывает на гарантиях. Мы надеемся, что через три-четыре года цена гарантий упадет и кредиты станут более доступными для малого бизнеса. Задача МЭРТ - убедить банки работать по такой схеме. Такая форма поддержки малого бизнеса очень распространена, например, в Чехословакии и Венгрии.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Бизнес"