15.09.2011  ОНФ: доступность транспорта – всему населению России

   Все ближе окончание работы над Народной программой Общероссийского народного фронта и все больший интерес вызывает этот документ у россиян. Раздел, посвященный развитию транспортной отрасли, формируется при активном участии Торгово-промышленной палаты России.
   На вопросы корреспондента ТПП-Информ ответил член штаба ОНФ, председатель комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов.
   – Какие предложения в Народную программу выдвигают российские транспортники?
   – Развитие транспортной системы должно происходить в соответствии с документами стратегического планирования развития экономики и социальной сферы. Поэтому необходимо разработать стандарты качества услуг транспорта и его инфраструктуры, сформировать транспортно-экономический баланс, определить подходы к созданию системы транспортно-логистических центров.
   Результатом этого станет сбалансированное развитие транспортной системы, обеспечивающее формирование единого транспортного технологического пространства России, повышение мобильности населения, снижение транспортных издержек.
   Транспортные системы имеют важнейшее значение для функционирования экономики и социальной сферы. Сегодня по более чем 2 млн км транспортных коммуникаций в нашей стране ежедневно перевозится около 60 млн пассажиров и 40 млн тонн грузов.
   – Что необходимо сделать для сбалансированного развития транспортной системы России?
   – В ближайшее время следует разработать программу и стандарты по обеспечению доступности и качества транспортных услуг для всех слоев населения на всей территории страны в соответствии с минимальными социальными стандартами транспортных услуг, ценовой доступности перевозок на социально значимых маршрутах, в том числе в районе Крайнего Севера и Дальнего Востока. Нужно осваивать высокоэффективные транспортно-логистические технологии, международные, межрегиональные, региональные и муниципальные транспортные конвейеры. Наконец, следует вытеснить с рынка недобросовестных перевозчиков, экспедиторов и операторов, утвердить методику сбалансированного роста цен на моторное топливо с адекватным ростом тарифов на перевозки пассажиров и грузов.
   – В России исключительно быстрыми темпами идет развитие автомобильного транспорта. Что вы можете сказать по этому поводу?
   – Я бы уточнил. У нас быстро растет число автомобилей, а вот развитие инфраструктуры отстает. В частности, протяженность автомобильных дорог растет в пять раз медленнее, чем увеличивается количество автомобилей. До сих пор не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных трасс, связывающей все регионы России. Только 40 % федеральных дорог соответствует установленным требованиям. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 15 млн человек осенью и весной остаются отрезанными от федеральной дорожной сети, а два миллиона человек вообще не имеют выхода к ней.
   Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. Наша страна в два-три раза отстает от развитых государств по протяженности и плотности дорожной сети. В результате города задыхаются от пробок, а Россия удерживает лидирующие позиции по количеству людей, погибших в автомобильных катастрофах.
   Поэтому необходимо прежде всего обеспечить каждый населенный пункт дорогами с твердым покрытием круглогодичного пользования; ускорить развитие и реконструкцию автомобильных магистралей в рамках основных международных коридоров. Необходима также реализация комплекса мер по увеличению пропускной способности автомобильных дорог в крупных городах, строительству современных многоуровневых развязок, транспортных пересадочных узлов, парковок. Думаю, в городах общественный транспорт должен потеснить использование личных автомобилей. – А что вы можете сказать о железнодорожном транспорте? – Организация железнодорожного движения – сложнейшая задача, требующая согласованных действий множества людей и организаций. Потеря координации приводит к тому, что вагоны ходят порожними, транспортное плечо растет, уменьшается скорость доставки грузов. Считаю, что основной задачей обеспечения нормального функционирования железнодорожного транспорта – важной составляющей транспортной системы страны – является создание современной гармоничной законодательной базы, обеспечивающей равные условия деятельности организаций железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
   – В некоторые регионы нашей страны можно добраться только по воздуху… – Это действительно так. Для многих районов Севера, Сибири и Дальнего Востока авиация – единственный вид транспорта, обеспечивающий связь с остальной территорией России. Развитие авиационных перевозок, в том числе внутренних, идет высокими темпами, но не без сложностей. За годы экономических реформ количество действующих аэродромов сократилось в 2,5 раза. Во многом из-за этого до 80 % всех пассажирских перевозок осуществляется через Москву. Чтобы избежать этого, необходимо восстановить систему местных авиалиний, обеспечивающих межрегиональные и внутрирегиональные перевозки.
   – Виталий Борисович, авиация – это самый дорогой вид транспорта, а какой самый дешевый?
   – Самый дешевый – речной. По рекам перевозка грузов обходится значительно дешевле, чем другими видами транспорта. Именно поэтому во всем мире доля таких перевозок растет, а в России – снижается. Тенденцию эту необходимо переломить, а для этого следует ликвидировать препятствия, ограничивающие пропускную способность водных путей, модернизировать гидротехническую инфраструктуру, восстановить единую глубоководную систему европейской части России. Наконец, надо утвердить государственную программу, направленную на обеспечение конкурентоспособности речного транспорта.
   В заключение хотел бы сказать, что наши предложения в программу ОНФ носят комплексный характер и затрагивают все виды транспорта.
   ИА "Альянс Медиа"