28.02.2007  Информационная поддержка предпринимательства: развитие интерактивных средств

   Развитие интерактивных средств информационного обеспечения бизнеса сегодня чрезвычайно актуально: Интернет давно перестал быть исключительно способом передачи информации о деятельности компаний и стал площадкой поиска партнеров и клиентов, представления продукции и услуг компаний. Об основных перспективных направлениях развития таких интерактивных средств шла речь во вторник, 27 февраля, на заседании комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства.
   Открывая заседание, заместитель председателя комитета, президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий отметил, что сегодня Интернет – это одно из важнейших интерактивных средств информационной поддержки бизнеса. Например, с помощью электронных ресурсов предприниматели могут не только получить информацию о потенциальных клиентах, но и проводить предварительные переговоры, заключать сделки и производить оплату контрактов. Кроме того, Интернет предоставляет бизнесу возможности обучения, тестирования персонала и проч. Деятельность по интерактивной информационной поддержке предпринимательства, уверен И.Городничий, необходимо активизировать.
   О системе управляемых сайтов для малого бизнеса рассказал генеральный директор Московского центра деловой информации «Бинек» Александр Бондарев. Он сообщил, что на сегодняшний день менее 30% всех сайтов являются собственно бизнес-сайтами, в то время как наличие представительства компании в Интернете позволяет не только более эффективно позиционировать ее деятельность, но и привлекать клиентов. Однако для малого бизнеса, отметил А.Бондарев, создание собственного сайта является серьезной проблемой: для этого зачастую нет ни достаточных финансовых ресурсов, ни подготовленных специалистов. Большинство малых предприятий готово тратить на поддержание своего сайта около 300-500 долларов в год.
   В то же время создание собственного интернет-представительства может преследовать целый ряд задач. Так, сайт может быть просто «визитной карточкой компании», элементом фирменного стиля; может способствовать продвижению торговой марки, продукции и услуг; может быть эффективным инструментом, позволяющим организовать работу с клиентами и партнерами; служить площадкой для интернет-коммерции.
   Веб-сайт позволяет пользователям постоянно и оперативно получать от компании свежую информацию, экономит временные затраты по сравнению с рекламой в печати или на телевидении, а также помогает сотрудникам компании экономить время при объяснении партнерам и клиентам различных вопросов, касающихся продукции или услуг. Кроме того, сайт дает возможность наладить постоянную обратную связь с потенциальными клиентами и проводить необходимые маркетинговые исследования, позволяет осуществлять дистанционную связь со всеми сотрудниками и партнерами, расширять географию деятельности предприятия. В целом, подчеркнул А.Бондарев, интернет-представительство может быть мощным инструментом для увеличения объема продаж, что зависит от того, насколько профессионально сделан сайт и насколько компания умеет использовать его возможности.
   Московский центр деловой информации «Бинек» разработал специализированную программную систему «Конструктор сайтов малых предприятий». Система не требует специальных знаний и позволяет любому малому предприятию легко и быстро разместить о себе информацию в Интернете. Как сообщил А.Бондарев, после регистрации предприятие получает адрес электронной почты и пароль для доступа в систему администрирования. В режиме on-line ему предоставляется возможность «сконструировать» свой собственный сайт, то есть по собственному усмотрению из предоставляемого набора модулей выбрать такие, как: «О компании, деятельность», в котором описываются название, деятельность, координаты фирмы, а также помещается схема проезда; «Каталог», где описывается продукция или услуги предприятия, вставляются фотографии; «Обратная связь», «Новости» и «Прайс-лист». При этом можно не только изменять названия и количество модулей, порядок представления их на экране, но и менять шрифт заголовков, текста, цветовое оформление сайта, размещать баннеры. Вся информация на сайте заносится самим клиентом «Конструктора». Редактирование сайта можно производить с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет.
   Данный проект, подчеркнул А.Бондарев, поможет малым предпринимателям достойно и за минимальную плату заявить о себе в глобальной сети Интернет, продвигать производимые ими товары и услуги на электронном рынке, принимать заказы. Минимальная стоимость подобных услуг для малого бизнеса Москвы составляет 886 рублей за регистрацию и 1250 рублей в качестве квартальной абонентской платы, максимальная – около 250 долларов за регистрацию и порядка 30 долларов в качестве месячной абонентской платы. Иногородние предприниматели также могут воспользоваться этой услугой, но для них тарифы будут вдвое выше.
   Вопрос «Электронные библиотеки как форма информационного обеспечения бизнеса» осветил в своем выступлении директор Российской ассоциации электронных библиотек Александр Антопольский. По его словам, сегодня в России практически не существует легитимных электронных библиотек и коллекций документов, «все они ущербны с точки зрения законодательства». Причем новая IV часть Гражданского кодекса не изменила сложившейся ситуации, полагает он. Кроме того, в законодательстве не прописано четкого понятия сайта, и если руководствоваться сегодняшними нормами, сайт является собственностью компании, которая владеет сервером. Сайты не защищены как от копирования самой информации, размещенной на них, так и копирования дизайна. В целом, резюмировал А.Антопольский, сегодня сайт не является объектом собственности, на него не распространяются нормы о защите авторских прав.
   Он напомнил, что в план работы правительства включен законопроект, вносящий изменения в ряд ФЗ и регулирующий деятельность электронных библиотек. Этот закон должен появиться в текущем году, сообщил А.Антопольский.
   Кроме того, считает он, необходимо развивать и межсекторальное взаимодействие электронных библиотек и коллекций, которые создают государственные органы, учебные и научные организации и коммерческие структуры, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях. А для этого необходимо создать соответствующие программно-технологические продукты, решить организационные вопросы, а также определить их правовой статус и обеспечить финансирование.
   Важной является и оценка качества электронных библиотек и коллекций, для чего, считает А.Антопольский, можно было бы использовать институт общественной сертификации или аккредитации, или лицензирования, который позволил бы обеспечить достоверность информации, размещаемой в электронных библиотеках и коллекциях публичного назначения.
   Принявший участие в заседании генеральный директор НДП «Альянс Медиа» Марк Аранович рассказал о средствах подготовки и публикации деловой информации на интернет-ресурсах Системы инофрмационного обеспечения малого предпринимательства Москвы. По его словам, развитие современных информационных технологий, снижение стоимости оборудования для подключения к Интернету, большое число провайдеров создали благоприятные условия для функционирования систем информационной поддержки предпринимательской деятельности и развития единого информационного пространства сотрудничества предпринимателей и предпринимательских объединений.
   Как отметил М.Аранович, условно все интернет-ресурсы информационной поддержки предпринимательства можно разделить на следующие группы: информационно-консультационные ресурсы; ресурсы подбора, тестирования и подготовки кадров; специализированные ресурсы; ресурсы делового сотрудничества; электронные СМИ. Характерными особенностями подготовки и публикации деловой информации обладают все указанные группы ресурсов.
   В качестве примера он привел интернет-ресурсы созданной в рамках комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства Москвы информационную систему Российского делового портала "Альянс Медиа", которая предоставляет бесплатные услуги малому и среднему бизнесу, причем не только столицы, но и регионов РФ, стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Помимо собственных новостных материалов (из более чем 120 тыс. новостных сообщений «Ленты предпринимательских новостей» более 5 тыс. в 2006 году – собственные) публикуется большое количество новостей, собранных на основе мониторинга прессы специализированными организациями, такими как «Интегрум». Также широко используется информация, предоставленная компаниями «Интралекс» и «Международные интеллектуальные рынки».
   Особо М.Аранович остановился на интерактивных формах подготовки и публикации деловой информации предпринимателями, принимающими участие в коллективных системах обмена деловой информацией. К таким системам он отнес такие интернет-ресурсы, как: «Деловые предложения»; «ИнвестМаркет»; «Производители товаров и услуг»; «Центр электронной торговли»; «Деловые мероприятия»  и другие. Подготовка и ввод информации о конкретных деловых предложениях пользователей осуществляется на основе разработанных интерактивных форм с использованием общесистемных классификаторов продукции, видов деятельности. После публикации информация становится доступна для всех участников информационного обмена.
   Постоянное развитие и совершенствование механизмов подготовки и публикации деловой информации позволяет пользователям более активно участвовать в системе обмена деловой информацией, привлекать к взаимодействию новых участников, резюмировал М.Аранович.
   На заседании комитета также был рассмотрен вопрос о третьем конкурсе сайтов системы торгово-промышленных палат, проводимом в рамках конкурса журналистов "За экономическое возрождение России". Как сообщил Сергей Хабаров, заместитель руководителя Центра общественных связей ТПП РФ, всего в Интернете представлен 171 сайт ТПП. Их оценка членами жюри, возглавляет которое И.Городничий, проводилась по таким показателям, как информационная составляющая, консультационная составляющая, функциональность, интерактивность, дизайн, экономическая эффективность.
   По словам С.Хабарова, анализ содержания сайтов показал значительный разброс как в структурной полноте сайтов, так и в их содержании. Поэтому в результате предварительного отбора был подготовлен "шорт-лист" с перечнем сайтов, где информация о палатах представлена в достаточном объеме. В финал конкурса были отобраны сайты пяти палат - Кузбасской, Нижегородской, Новосибирской городской, Чувашской и Южноуральской, среди которых и будет определен победитель.
   Резюмируя обсуждение этого вопроса, И. Городничий отметил, что ситуация со своевременным наполнением сайтов ТПП, их содержанием довольно тяжелая, и комитет, по-видимому, обратится к руководству ТПП РФ с предложением о выработке единых критериев и стандартов отбора и размещения информации на сайтах системы ТПП.
   ИА "Альянс Медиа"