16.11.2006  Интернет поможет МБ получить образование, правовую поддержку и найти партнеров

   Информационная поддержка предпринимательства постоянно расширяется: благодаря существующим в сети Интернет порталам деловой информации бизнес может получать интересующие его сведения практически по любому вопросу, находить партнеров в производственной сфере, а также повышать собственную квалификацию. О расширении такой поддержки шла речь в среду, 15 ноября, в рамках заседания комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства.
   В частности, в ходе заседания были представлены сведения о том, какую информационную поддержку могут получить предприниматели в системе ТПП РФ. С докладом по вопросу «О выполнении целевой программы «Развитие инфраструктуры информационной поддержки предпринимательства на базе «Сети обмена деловой информацией ТПП России» в 2006 году» выступил старший эксперт центра деловой информации и консультаций ТПП РФ Сергей Жуков. Он напомнил, что данная программа рассчитана на три года – с 2005 по 2007 гг. Цель ее реализации – расширение участия территориальные палат и загранпредставительств ТПП РФ в предоставлении предпринимателям информационно-консультационных услуг на базе Сети обмена деловой информацией. В настоящий момент создано 173 сайта территориальных ТПП, а также сайты всех загранпредставительств, организаций системы ТПП РФ, идет работа по созданию сайтов для членов палаты, в ближайшее время их количество достигнет 100. Наряду с созданием сайтов продолжается работа по их информационному наполнению.
   Также С.Жуков отметил функционирование ресурса «Виртуальные выставки ТПП РФ», в продвижении которого задействовано более 30 территориальных ТПП, и интегрированного ресурса деловой информации ТПП РФ, где сконцентрирована вся информация для отечественных и зарубежных предпринимателей о системе палат.
   Как уже было отмечено, с помощью Интернета предприниматели могут не только получать необходимую информацию, но и правовую поддержку, а также повышать собственную квалификацию. «О развитии систем правовой поддержки и дистанционного образования предпринимателей в сети Интернет» рассказал генеральный директор НП «НДП «Альянс Медиа» Марк Аранович.
   Он напомнил, что в 2000 году в рамках Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства г.Москвы была создана Система дистанционного бизнес-образования (СДБО). Она успешно функционирует на протяжении шести лет. На сайте СДБО размещены в свободном доступе учебные модули, с помощью которых можно повысить квалификацию в различных областях предпринимательской деятельности. В настоящее время в системе представлено более 64 учебных модулей по 12 курсам: «Основы предпринимательства», «Стратегия для бизнеса», «Право», «Экономика», «Менеджмент», «Финансы», «Учет и налоги», «Маркетинг», «Безопасность», «Основы гуманитарных знаний», «Основы математики и естествознания», «Информационные технологии». Чтобы сделать предпринимательскую деятельность привлекательной для молодежи, подготовлены учебные модули «История предпринимательства», «Введение в предпринимательство», «Начни свой бизнес».
   Учебные модули бесплатны и доступны круглосуточно. В системе предусмотрена возможность самостоятельной оценки пользователем своих знаний с помощью онлайн-тестов, разработанных для каждого раздела учебного модуля.
   Для пользователей, желающих получить документ, подтверждающий повышение квалификации, ежемесячно проводятся очные аттестации, состоящие из письменного тестирования и собеседования с преподавателями. Допуском к очной аттестации является успешное прохождение онлайн-тестов.
   За шесть лет работы СДБО число зарегистрированных в системе пользователей превысило 36 тысяч. Выдано 2654 сертификата.
   Также в своем выступлении М.Аранович остановился на региональном развитии СДБО. По его словам, пользователи системы представляют 960 городов и населенных пунктов России, 65 стран мира. Основную часть зарегистрированных пользователей составляют жители России – более 30 тыс. (Москва – 11178, Санкт-Петербург – 2445, Московская область – 2435, Новосибирск – 657, Екатеринбург – 497, Ростов-на-Дону – 367, Челябинск – 356, Нижний Новгород – 333, Самара – 319, Казань – 313). Существенную часть студентов составляют русскоязычные пользователи из стран ближнего зарубежья. Лидеры по количеству зарегистрированных пользователей: Украина – 1809, Казахстан – 776, Беларусь – 555, Узбекистан – 367, Молдова – 258, Латвия – 200.
   В новом проекте НП «НДП «Альянс Медиа» «Бизнес в регионах России» СДБО представлена как раздел в каждом региональном портале, сообщил М.Аранович.
   Кроме того, одной из функций повышения образовательного уровня предпринимателей является рост их правовой грамотности. Помимо СДБО, где это направление представлено учебным курсом «Право», информационное обеспечение в области законодательства осуществляется на базе портала правовой поддержки предпринимательской деятельности - «Предпринимательское право». Он является частью Системы информационного обеспечения малого предпринимательства в сети Интернет. Это один из наиболее посещаемых порталов системы, в 2006 году его посещаемость превысила 10 тыс. пользователей в день, всего на портале опубликовано около 120 тыс. нормативно-правовых актов. Основные разделы сайта: законодательство России; предпринимательское право России; законодательство Москвы; предпринимательское право Москвы; кодексы; арбитражная практика; судебная практика; приказы Федеральной службы страхового надзора; типовые договоры; аналитика.
   М.Аранович подчеркнул, что все представленные на портале документы размещены в открытом доступе. В разделе «Аналитика» представлены комментарии к законодательным актам, обзоры нормативно-правовой базы в отдельных направлениях предпринимательской деятельности, поправки к законам и проч. Для получения более полной информации по интересующим предпринимателей вопросам предназначен интерактивный сервис «Горячая линия». Он позволяет задать вопрос консультанту и получить ответ как по электронной почте, так и непосредственно на страницах портала в подразделе «Практика горячей линии». В настоящее время опубликованы ответы на 1155 вопросов предпринимателей.
   Пользователи портала могут подписаться на бесплатную интернет-рассылку новых нормативных актов законодательства и предпринимательского права России, а также на новости предпринимательского права.
   М.Аранович отметил, что позитивный опыт создания и сопровождения портала правовой поддержки предпринимательской деятельности на примере Системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы может быть с успехом использован для создания системы правовой поддержки предпринимательства в регионах России.
   Участниками заседания в связи с данным докладом был поднят ряд важных вопросов. Один из них был связан с законодательным обеспечением дистанционного интернет-образования. М.Аранович констатировал, что на сегодняшний день в РФ практически отсутствует законодательная база в данной сфере. Прежде всего, подчеркнул он, необходимо законодательно прописать возможность существования такого вида образования.
   Также возник вопрос о стоимости распространения этой системы в регионах РФ. Его подняла главный эксперт департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Зоя Шипова. По просьбе ИА «Альянс Медиа» она пояснила, что вопрос возник в связи с тем, по итогам недавнего совещания в ТПП РФ, которое прошло под руководством вице-президента палаты Сергея Катырина, было принято решение направить письмо на имя директора департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ РФ Андрея Шарова. В этом письме, сообщила З.Шипова, содержатся предложения ТПП РФ в части внесения в ведомственную программу МЭРТ дополнительного направления поддержки малого предпринимательства. Это направление связано с информационной поддержкой бизнеса, и в основу его реализации должен быть положен опыт СДБО и системы правовой поддержки НДП «Альянс Медиа». «Итоги работы этой системы впечатляющие, она востребована в регионах», - отметила З.Шипова. Она добавила, что этот опыт надо распространить на все российские регионы. Этот раздел, если предложение палаты будет принято, появится в программе министерства с 2007 года. Такое письмо за подписью С.Катырина уже отправлено в МЭРТ, пока ответа нет, но времени прошло немного, отметила З.Шипова.
   Президент Московского центра развития предпринимательства Игорь Городничий, вступивший в дискуссию, отметил, что работы по оценке финансовых ресурсов, которые будут необходимы для распространения московского опыта на всю Россию, уже ведутся. Проблема, по его словам, состоит в сложности сбора всех региональных нормативно-правовых документов в Москве. Если работу вести таким образом, она будет дорогостоящей и неэффективной, считает он. И.Городничий полагает, что лучшим выходом станет формирование региональных законодательных баз на местах. При этом он уверен, что такие базы уже созданы, их нужно лишь оптимизировать. «Надо отобрать несколько регионов, наиболее готовых к этому, и тогда стоимость создания таких ресурсов будет минимальной», - заявил И.Городничий.
   Кроме того, Интернет предоставляет бизнесу и возможность найти партнеров по производственной деятельности. В ходе заседания с докладом «Субконтрактация как инструмент формирования эффективных информационных связей промышленных структур регионов: направления, цели, перспектива» выступил президент Национального партнерства развития субконтрактации Артем Киселев. Он отметил, что на сегодняшний день партнерство координирует взаимодействие региональных центров субконтрактинга, созданных в 30 субъектах РФ, а также двух зарубежных странах – Беларуси и Финляндии. Важным инструментом организации этого взаимодействия, отметил А.Киселев, является Информационная система субконтрактации, созданная при активной поддержки НДП «Альянс Медиа».
   Центры субконтрактации, сообщил А.Киселев, помогают малым и крупным предприятиям получить специализированную информацию, которая позволяет осуществлять поиск партнеров по производственной кооперации. Деятельность центров охватывает несколько секторов промышленности: машиностроение, металлообработку, электронику и электротехнику. «Это базовые сектора промышленности, которые позволяют инновационным малым предприятиям выводить свою продукцию на уровень промышленного производства, включаться в цепочки снабжения крупных заказчиков», - пояснил он.
   По словам А.Киселева, существует несколько этапов работы информационной системы субконтрактинга: заказчик предоставляет в любой из центров субконтрактации информацию о своих потребностях, она размещается в информационной системе в Интернете и доводится до потенциальных исполнителей, которые сами выходят на заказчика, и он выбирает из них партнера. Информационная система состоит из трех основных элементов: база данных поставщиков, база данных заказчиков и база данных заказов. Информация системы постоянно актуализируется.
   Основная часть сервисов сети предоставляется бесплатно, есть также и платные сервисы, такие, например, как проведение тендеров.
   Общее количество предприятий-участников системы превысило 7,5 тыс., все они пришли в систему добровольно. Объем заказов, проходящих через систему, постоянно возрастает, заметил А.Киселев.
   Подводя итоги заседания, председатель комитета ТПП РФ по информационному обеспечению предпринимательства Александр Иоффе остановился на оценке рассмотрения всех трех вопросов. Так, по его словам, за последний год активно развивалась Сеть обмена деловой информацией ТПП РФ, была проделана значительная работа по продвижению информационных ресурсов системы ТПП в сети Интернет. «Это очень важная работа», - считает он. По словам А.Иоффе, в ее начале целью было создание самой информационной системы, и теперь, когда она уже функционирует, важно «насытить ее полезной для предпринимателей информацией и активно продвигать ее в Интернете».
   Интенсивно, по его словам, развивается и СДБО, созданная НДП «Альянс Медиа». Он полагает, что эта система «заслуживает всемерного одобрения и поддержки», так как позволяет предпринимателям получать необходимые знания в удобном для них режиме. А.Иоффе считает важным провести работы по анализу необходимых изменений в российском законодательстве, которые позволили бы этой системе функционировать более эффективно. Кроме того, по его словам, нужно расширять систему правовой поддержки предпринимателей, выводя ее на региональный уровень.
   Наконец, в плане развития в РФ системы субконтрактинга А.Иоффе считает необходимым привлечь к этой проблеме внимание ТПП РФ и территориальных палат, активизировать сотрудничество системы ТПП с Национальным партнерством развития субконтрактации. Деятельность, которую проводит партнерство, А.Иоффе считает «чрезвычайно важной» для развития производственного бизнеса, взаимодействия малых, средних и крупных предприятий, а также решения проблем развития инновационного бизнеса, повышения качества продукции, создания кластеров и проч.
   ИА "Альянс Медиа"