13.11.2003 Предпринимателей не пригласили участвовать в разработке законопроекта «Об особенностях принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности» В среду, 12 ноября, прошел круглый стол на тему: «Обсуждение законопроекта «Об особенностях принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности». В заседании под председательством первого замминистра экономического развития и торговли РФ Михаила Дмитриева принимали участие представители МАП РФ, Счетной палаты РФ, ТПП РФ, РСПП и др. Как отмечается в преамбуле, "Настоящий Федеральный закон направлен на оптимизацию государственного регулирования предпринимательской деятельности, упорядочение нормотворческой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности, предотвращение появления экономически нецелесообразных и неэффективных нормативных правовых актов в указанной сфере, сокращение административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства. Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности и порядок принятия государственными органами и органами местного самоуправления решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности, исходя из критериев нецелесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности". Как сказал, представляя закон, М. Дмитриев, что идея, заложенная в законопроект, предусмотрена среднесрочной программой Правительства РФ на 2004-2006 гг, но "несмотря на то, что мы имеем достаточно продвинутую редакцию законопроекта, нам пока не удается ее согласовать с МАП РФ и Минюстом". По его словам, дело в том, что закон далеко выходит за рамки обыденных представлений о том, как принимаются государственными органами решения в сфере регулирования предпринимательской деятельности. «Этот закон является новым словом в подходах к дебюрократизации, ограничению избыточного вмешательства в деятельность, хозяйствующих субъектов. Он базируется на передовом опыте ряда ведущих западных стран, - отметил М. Дмитриев. - Этот законопроект является лишь первой ласточкой того комплекса нормативных актов, который мы бы хотели реализовать в российской правовой системе». Данный законопроект содержит целый ряд фундаментальных моментов, касающихся административной системы, которые, несомненно, вызовут ожесточенные споры, подчеркнул Дмитриев. «Мы готовы к тому, что придется неоднократно вносить изменения в закон и его концепцию, но мы также уверены в том, что без радикальных процедурных изменений с точки зрения воздействия на принятие решений в сфере экономического регулирования невозможно переделать российскую правовую систему. Эта система строится, исходя из презумпции того, что государство должно присутствовать везде и всюду. В России всё, что не разрешено – запрещено, а всё, что разрешено, тоже запрещено. Это можно сломать только жесткими и не вполне традиционными мерами», - сказал замминитсра. По его словам, те процедуры, которые заложены в основу законопроекта, разработаны с учетом опыта разных стран (Австралии, Мексики, США и т.д.), но при этом он не повторяет в точности ни одну из процедур, которые применяются в других странах. Законопроект учитывает целый ряд особенностей российского законодательства, российской правоприменительной практики, специфику российской Конституции, проблему федеративного устройства российского государства. Член рабочей группы по разработке вышеуказанного законопроекта, генеральный директор ФГУП «Станкоимпорт» С. Хабиров в своем выступлении сказал, что «ничего подобного в нашем законодательстве еще не было». Он привел в пример опыт Мексики, где при президенте был создан специальный орган, куда мог пожаловаться любой предприниматель на тот или иной нормативный акт, принятый тем или иным государственным органом. С этого момента акт приостанавливал своё действие, а орган его принявший должен был обосновать целесообразность его принятия. Если целесообразность принятия закона была доказана, то акт продолжал своё действие. «Закон устанавливает презумпцию нецелесообразности государственного регулирования в экономической сфере, но при этом не затрагивает основы других видов права», - сказал С. Хабиров. По его словам, в проекте данного закона есть положение, где говорится о том, что РФ имеет право создать федеральные экономические службы. Как указано в проекте закона, Федеральная экономическая служба (ФЭС) является государственным органом при федеральном антимонопольном органе, осуществляющим государственную политику в сфере регулирования предпринимательской деятельности. При ФЭС создается Экспертно-консультативный совет, в состав которого входят по одному представителю от Совета Федерации РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ, четыре представителя от федеральных органов исполнительной власти, включая ЦБ РФ, пять представителей от общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей и общественных организаций и т.д. По словам С. Хабирова, закон устанавливает круг нормативных актов, принимаемых различными государственными органами и муниципальными образованиями, также он устанавливает процедуру публичного обсуждения с последующей экспертизой принимаемых законов и подзаконных актов, однако прежде следует доказать, что их регулирующее воздействие окажет позитивное воздействие на рынок. С. Хабиров отметил, что для экспертизы, в первую очередь, будут привлекаться представители предпринимательских кругов, с тем, чтобы можно было максимально широко обсудить различные точки зрения о возможных последствиях принятия правовых нормативных актов, которые будут воздействовать на те или иные рынки. Предусмотрена также ревизия актов, которые были приняты раньше, на предмет целесообразности их применения законов на рынке. Что касается сферы применения данного закона, то он распространяется на действующие нормативные правовые акты в сфере предпринимательской деятельности, способные повлиять на права и обязанности участников предпринимательских отношений в РФ, а также предпринимательскую деятельность российских юридических и физических лиц за пределами РФ в следующих сферах государственного регулирования и контроля (надзора): антимонопольного, архитектурно-строительного, банковского, валютного, денежно-кредитного, земельного, информационного, лицензионного, налогового, рынка рекламы и ценных бумаг и иных видов государственного регулирования и контроля. На вопрос И. Котелевской, руководителя Департамента по связям с органами государственной власти РСПП, о том, насколько данный закон вписывается в действующую систему российского законодательства, М. Дмитриев ответил, что его старались максимально привязать к действующему законодательству РФ и Конституции. «Мы постарались достичь консенсуса с современной российской системой права», - сказал М. Дмитриев. С. Борисов, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», сказал, что этот законопроект должен быть обсужден с привлечением большого числа предпринимательских слоев и ассоциаций, которые оказывают поддержку бизнесу, а также необходимо к этому обсуждению привлечь и представителей регионального бизнеса. С. Борисов выразил удивление, что представителей реального бизнеса не пригласили даже для разработки концепции данного законопроекта, т.к. именно они испытывают на себе все тяготы регулирования предпринимательской деятельности государством. «Наше экспертное мнение не помешало бы разработчикам, тем более что настоящих экспертов в этой области немного, - сказал С. Борисов. – Из данного закона я пока вынес только то, что он лишь дает предпринимателям возможность независимой экспертизы законов и подзаконных актов, но это очень мало для них. Я считаю, что настало время говорить в целом о ясной, дееспособной структуре государственной власти, которая будет персонально отвечать за развитие предпринимательства». ИА "Альянс Медиа" |