03.01.2006 Республика Коми: подведены итоги года по ключевым позициям в жизни МБ Уходящий год для малого бизнеса в республике Коми прошел ярко: изменения, с различных сторон регулирующие деятельность предпринимателей, принимались с такой частотой, что скучать деловому сообществу особо не пришлось. Впрочем, как и главному куратору МБ во власти - заместителю главы республики и министру финансов Вячеславу Гайзеру. Поводом для беседы послужило подведение итогов года по ключевым позициям в жизни малого бизнеса. - Вячеслав Михайлович, на последней сессии депутаты Госсовета приняли программу по развитию и поддержке предпринимательства без учета инициатив предпринимательских объединений республики. По крайней мере, об этом говорят сами их лидеры. Так ли это, на Ваш взгляд? - Для разработки проекта программы правительством была утверждена рабочая группа. В ее состав вошли представители ведущих общественных объединений, таких, как ТПП Коми, региональное отделение общероссийской организации «ОПОРА России». Решения о целесообразности включения тех или иных предложений принимались коллегиально. Но, к сожалению, среди самих представителей делового сообщества до сих пор нет единодушного мнения по поводу необходимых мер поддержки малого предпринимательства. Общими усилиями мы разработали программу. В ней есть главное: приоритеты поддержки МП и новые формы его развития. Более того: впервые отдельно предусмотрена реализация мер поддержки торговли, бытового обслуживания и потребительской кооперации в отдаленных сельских населенных пунктах. Наверное, никто не станет возражать, что это направление заслуживает особого внимания. - С 2006 г. вступает в силу новое федеральное законодательство, регулирующее алкогольный рынок в части производства и продажи спиртосодержащей продукции. Новшества не устраивают не только предпринимателей, но и парламентариев нашей республики, Службу РК по лицензированию. Как бы Вы оценили работу властей региона по этому направлению, и каким образом изменится ситуация на рынке «крепких» напитков в Коми? - Поправки к 171-му Федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» восприняты неоднозначно как со стороны государственных органов, так и непосредственных участников рынка. К полномочиям субъектов Федерации отнесено установление уровня необходимого уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением предприятий общественного питания), но не более одного миллиона рублей. Кроме того, закон предоставляет право субъектам ограничить время розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15%. Меры, принятые правительством республики, были направлены прежде всего на защиту интересов предпринимателей. В итоге ограничения, которые я только что назвал, у нас не введены. В настоящий момент Государственной Думой в третьем чтении рассмотрен законопроект, вносящий ряд поправок, в том числе отменяющих условия предоплаты за поставленную продукцию. Разумеется, одними мерами административного характера ситуацию на алкогольном рынке не изменить к лучшему. Без активной пропаганды здорового образа жизни и повышения культуры населения это невозможно. В последнее время в Коми наблюдается тенденция снижения розничной продажи крепких спиртных напитков и одновременное увеличение продажи вин. Так что мы уверены: изменения, внесенные в закон, не изменят к худшему ситуацию. Не уменьшится и поступление акцизов в республиканский бюджет. Если в текущем году плательщиками являлись местные производители алкогольной продукции и акцизные склады, расположенные на территории Коми, то в соответствии с Федеральным законом «О бюджете РФ на 2006 г.» установлены нормативы отчислений субъектам от акцизов, уплаченных на территории России за 2004 г. - Уже в январе нас ожидает внедрение патентной системы как режима специального налогообложения. Окажется ли он востребованным предпринимателями с учетом «цены вопроса», установленной законодателями в республике? - По новой редакции главы 26 Налогового кодекса России, вступающей в силу с 1 января 2006 г., можно брать патент на отдельные виды деятельности, то есть уплачивать не процентную долю от дохода, а фиксированную сумму. Закон «О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента» был принят нашим регионом в числе первых - еще в октябре этого года. Переход на патенты не является обязательным для индивидуальных предпринимателей. Они по-прежнему смогут применять упрощенную систему налогообложения. Хотя я считаю, что применение патента дает предпринимателю определенные преимущества. Это позволит сделать множество услуг более прозрачными, а их исполнители и заказчики будут иметь цивилизованную судебную защиту своих интересов. - На недавнем совещании лидеров предпринимательских объединений прозвучала мысль о том, что новый состав Координационного совета по малому бизнесу при правительстве Коми не нашел в этом году общего языка с властью. Члены совета не смогли донести до правительства свои доводы относительно проблемных вопросов. А как Вы оцениваете работу совета и заодно вашу собственную как председателя в этом органе? - Поясню, что на рассмотрение Координационного совета выносятся важнейшие вопросы развития предпринимательства, которые обсуждаются всем составом, а решения принимаются открытым голосованием. Однако не зря говорят: сколько людей - столько и мнений. Особенно разнообразие и даже противоречивость проявляются при обсуждении сложных тем, таких, как формирование программы поддержки предпринимательства, о которой мы с Вами говорили. Но компромисс между правительством и предпринимательским сообществом все же был найден. Координационный совет и нужен для поиска наиболее эффективных решений развития предпринимательства, причем на основе компромисса. Делить нам нечего, мы живем в одной республике и заинтересованы в ее развитии. Как представитель правительства скажу, что мы благодарны предпринимателям за активную позицию и рассчитываем на дальнейшую плодотворную работу, ведь в совете представлены наиболее успешные предприниматели и руководители общественных объединений, которые о проблемах ведения бизнеса знают не понаслышке. Их практический опыт очень важен при принятии правительством стратегических решений развития предпринимательства, за которые оно несет полную ответственность. О своей роли в составе совета отвечу так: мы - единая команда, и я себя не отделяю от коллег. Ну а результаты увидим по итогам статистических данных развития предпринимательства за год. ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Красное знамя" |