28.05.2007  РФ - на 2-м месте среди стран-поставщиков ООН

   28 мая в ТПП РФ при содействии МИД России состоялся бизнес-семинар по вопросам закупочной деятельности ООН.
   Вице-президент ТПП РФ Георгий Петров напомнил, что ТПП РФ и МИД России стали соорганизаторами 30-ой сессии Межучрежденческой рабочей группы по закупкам ООН (МРГЗ), состоявшейся в Москве в мае 2005 года. В рамках сессии состоялся деловой форум, на котором российские предприятия впервые имели возможность ознакомиться с закупочной деятельностью ООН - с работой самой системы закупок, а также с регулярно поступающей информацией о проводимых ООН торгах и тендерах на товары и услуги. Особенно активное участие в закупочной деятельности ООН приняли малые и средние российские предприятия, подчеркнул Г.Петров, и теперь российские товары и услуги в ООН занимают устойчивое второе место, уступая по понятным географическим причинам лишь США.
   Достаточно сказать, что из почти $2 млрд закупочного бюджета ООН российская доля составляет 10%, а если учитывать не только текущие расходы, но и расходы на миротворческие операции по всему миру, - то 10,6%.
   За два года работы с ООН российскими предприятиями накоплен и положительный, и отрицательный опыт, и сегодня стоит вопрос совершенствования поставок, отметил Г.Петров. Основными видами услуг российских предприятий являются авиаперевозки (20% от всех услуг), которые обеспечены российским парком грузовых самолетов и вертолетов, 16% услуг составляют поставки горюче-смазочных материалов (ГСМ), 10% - питание военнослужащих миротворческих контингентов.
   «Рынок ООН сложный, высококонкурентный, чтобы закрепиться на нем еще более надежно, необходимо диверсифицировать наши поставки, тем более, что оплата услуг никогда не вызывала сомнений», – сказал Г.Петров.
   Заместитель директора департамента международных организаций МИД России Владимир Иосифов отметил, что в целом усилия ТПП РФ и МИД по вовлечению российских предприятий в закупочную деятельность ООН можно считать удовлетворительной. Доля товаров российского происхождения на рынке ООН оценивается в 9,5% и составляет в ценовом выражении $190 млн, на третьем месте после США и России – Канада. Доля стран с развивающейся экономикой на этом рынке возросла с 44,8% в 2004 году до 55,2% в 2006-ом. Первое место в обеспечении миротворческих операций занимает Россия (более 10% товаров и услуг), основным сегментом сотрудничества с ООН для страны являются авиаперевозки. В официальный реестр поставщиков ООН занесены 54 российские компании, однако «похвалиться реальными успехами могут только авиаперевозчики, и диверсификация российского бизнеса на рынке товаров и услуг для ООН остается по-прежнему актуальной». В ходе проверок закупочной деятельности ООН были выявлены «неподобающие отношения между компаниями и руководителями закупочной деятельностью, которые имеют полномочия прерывать отношения с компаниями и выносить их из реестра как нарушивших кодекс поставщиков ООН», -заметил Г.Петров.
   Директор Центра деловой информации ТПП РФ Александр Куцобин проинформировал находящихся в зале представителей российского бизнеса об услугах ТПП РФ предпринимателям, желающим стать поставщиками ООН. В частности, ТПП РФ берет на себя регистрацию в качестве официального поставщика ООН, рекомендательную сторону заявки и конкретную помощь вплоть до получения конкретного номера в реестре поставщиков ООН. За все время работы пункта содействия в ТПП РФ регистрацию прошло 78 российских компаний, что в несколько раз больше, чем за всю историю взаимоотношений России с ООН, однако официально зарегистрированных компаний все же осталось в реестре всего 78. Это объясняется тем, что по правилам ООН поставщик, не откликнувшийся на пять предложений ООН по торгам, автоматически исключается из реестра. В 2006 году рассылка ТПП проводилась по 38 тендерам, и «отклик российских компаний оказался крайне неудовлетворительным», заметил А.Куцобин. В 2007 году разосланы условия 217-ти тендеров, и результат также нуждается в значительном улучшении, добавил он.
   Руководство ООН отмечает, что потенциал российских компаний гораздо выше, чем участие их в авиаперевозках и может быть реализован гораздо лучше и полнее. Зарегистрированные при помощи ТПП РФ российские компании приняли участие в 28 тендерах, четыре из них выиграли.
   Заведующий секции закупок Секретариата ООН Явар Канн ознакомил российских предпринимателей со структурой ООН, в которую входят различные агентства, комиссии, программы, фонды и миротворческие миссии.
   «Каждая организация имеет свои требования по товарам и услугам и может самостоятельно осуществлять закупочную деятельность», – заявил он. Требования к компаниям заключаются в соответствии товаров и услуг требованиям ООН, финансовой стабильности. Для успеха на рынке ООН следует следить за информацией на сайте закупок ООН. Принципы, исповедуемые ООН в отношении своих поставщиков, - честность, беспристрастность, прозрачность, конкуренция, оптимальное качество по оптимальной цене, заявил Я.Канн. Предпочтение отдается поставщику, имеющему возможность немедленных поставок товаров и услуг по максимально возможным низким ценам, соответствующих техническим требованиям, национальным и международным стандартам.
   «Если вас не устраивает предложение, сообщите об этом сотруднику ООН, так мы будем знать, что вы следите за нашей информацией», – посоветовал Я.Канн.
   Миротворческие миссии ООН, судя по карте, презентованной Я.Канном, располагаются по всему миру, включая Центральную и Южную Америку, Центральную Европу, Индию, Юго-Восточную Азию. Особенная концентрация миротворческих миссий, судя по карте, наблюдается в Восточной Африке и на Ближнем Востоке.
   Подробнее с работой сайта закупок ООН участников семинара ознакомила специалист по вопросам информационно-технического обслуживания секции закупок Валентина Голубничая.
   Она, в частности, заметила, что регистрация на сайте бесплатна, в процессе регистрации происходит оценка будущего поставщика. Он должен знать английский, регистрация его должна быть одобрена хотя бы одним из агентств ООН. Если в течение полугода поставщик не возобновил информации о себе, его страничка автоматически замораживается. Сайт содержит объявления о закупках, информацию о заключенных ранее соглашениях, образцы контрактов, план будущих закупок, реестр долгосрочных соглашений.
   Сама регистрация состоит из 13 пунктов. Процедура подачи запроса от имени пользователя генерирует код, с которым он заходит на страницу авторизованно. Чтобы принять участие в регистрации, нужно представить о себе довольно подробную информацию, включающую бухгалтерскую отчетность за три предшествующих года, данные о розничной деятельности, информацию о сотрудниках компании, сертификаты качества, опыт работы на рынке, заключенные контракты, сведения о профессиональных союзах и общественных организациях, в которые входит компания. Следует также самостоятельно определить код товаров и услуг, предоставляемых фирмой или компанией.
   Во второй части бизнес-семинара представители секции закупок ответили на конкретные вопросы российских предпринимателей, желающих стать поставщиками ООН.
   ИА "Альянс Медиа"