22.08.2011  Н.Новгород: проблема бизнес-инкубаторов - нехватка квалифицированных менеджеров

   19 августа в Нижнем Новгороде состоялась всероссийская конференция «Бизнес-инкубирование как механизм развития малого предпринимательства». Главным вопросом, который обсуждали 60 участников конференции из 30 регионов страны, стало повышение эффективности работы российских бизнес-инкубаторов.
   Как отметил министр поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза, повысить эффективность бизнес-инкубаторов можно только используя системный подход в решении проблем, в который входят и меры господдержки, и стимулирование молодых предпринимателей со стороны сформировавшегося бизнес-сообщества, получение консультативной помощи и применение опыта зарубежных коллег. «Мы 70 лет строили социализм, а в Европе в это время развивался капитализм. Теперь мы тоже идем по пути капиталистического развития, и не нужно изобретать велосипед, нужно использовать те методы и средства развития и помощи малому предпринимательству, которые используют зарубежные коллеги», – сказал Лабуза.
   По мнению генерального директора НП «Институты развития малого и среднего бизнеса», эксперт-консультанта Минэкономразвития России Андрея Лебедева, основной проблемой бизнес-инкубаторов является нехватка квалифицированных менеджеров. По его словам, сейчас Минэкономразвития предъявляет строгие требования к менеджерам: они должны обладать набором «порой несочетаемых качеств» – иметь блестящее профильное образование, широкий собственный опыт ведения бизнеса, педагогические навыки. Найти людей, отвечающих всем этим требованиям, – достаточно непростая задача, подчеркнул Лебедев.
   По его мнению, работа менеджера должна строиться в нескольких направлениях: во-первых, создание среды людей, интересующихся бизнесом (для этого менеджеры должны проводить обучающие семинары, конференции, вести работу с вузами). Во-вторых, «селекция» – когда квалифицированные менеджеры должны отобрать из желающих людей, которые действительно могут начать свое дело. Как правило, вследствие селекции остается лишь 10 % из первоначального количества желающих. И лишь потом начинается внешняя работа по продвижению «резидентов» бизнес-инкубатора на рынок. Вся самая трудная работа делается на ранних стадиях, и грамотный менеджер должен использовать все инструменты для помощи молодым предпринимателям. Таких разносторонних людей, по словам Лебедева, как раз и не хватает российским бизнес-инкубаторам для достижения максимальной эффективности.
   В свою очередь, Наталья Крайнова, директор НП «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства», считает, что менеджер должен сосредоточить основные усилия на помощи в развитии тех, кто хочет заниматься бизнесом: «Не надо никого мотивировать, не надо никого тащить, в бизнесе останутся только те, кто этого действительно хочет, кто сам ищет возможности для развития. Это не детский сад, это жизнь, и не надо ни с кем нянчиться». По словам Крайновой, в ее организации к набору персонала относятся с самым пристальным вниманием и не испытывают недостатка в профессионалах. По ее мнению, менеджерами должны становиться только люди с профильным образованием, а самое главное – недавние выпускники: «У таких людей знания свежие, они умеют и хотят работать».
   Однако о том, где работают самые эффективные менеджеры, в настоящее время сказать тяжело, поскольку системы объективных оценок эффективности работы бизнес-инкубаторов в стране в настоящее время нет. По словам Андрея Лебедева, общая система оценки качества работы бизнес-инкубаторов, которая позволит выявить лидеров и отстающих в этой сфере, а также наиболее эффективных менеджеров, должна быть создана до конца года. Денис Лабуза считает одним из самых сильных в России Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор: «У него стопроцентная «выживаемость» предприятий. Все, кто попадает в бизнес-инкубатор, становятся успешными развивающимися компаниями, таких показателей нет ни у одного другого региона». Впрочем, по словам Натальи Крайновой, нижегородский инкубатор мог бы работать более эффективно, поскольку нерационально использует свои площади: так, на 100 тысяч кв. м нижегородского инкубатора в настоящее время развиваются только 16 компаний, в то время как на 1000 кв. м инкубатора в Ростове-на-Дону размещены 25 компаний.
   Напомним, что, по данным сайта, в настоящее время в России функционирует 91 бизнес-инкубатор в 51 субъекте РФ, сообщает "ФедералПресс".
   ИА "Альянс Медиа"